Елена Вырелкина
Организация работы с детьми по развитию терпимого отношения к детям с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на педсовете
«Организация работы с детьми по развитию терпимого отношения к детям с ОВЗ.
ФГОС всех уровней образования (дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего) учитывают образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Чтобы инклюзивное образование стало реальностью, нормой социальной жизни, необходимо преодолеть «отношенческие барьеры» на стереотипах, предрассудках о людях с ОВЗ и инвалидах.
Публикация «Организация работы с детьми по развитию терпимого отношения к детям с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной из задач воспитания является освоение ребенком общечеловеческих ценностей, среди которых выделяются: право человека на свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание,принятие другого человека таким, каков он есть. Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве, поэтому формирование у детей терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы со здоровьем, не таким как все, является одной из главных задач нравственного воспитания. Ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным. Ровесники, порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им помощь, сочуствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства. В дошкольном возрасте начинают отчетливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости : агрессивность, конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно к детям с ОВЗ.
Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками. Однако в нашем обществе существует ряд проблем, связанных с включением ребенка инвалида в образовательное пространство:
- отсутствие доступной среды и технических средств, облегчающих образовательный процесс;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком в условиях образовательного учреждения;
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
-проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения, по отношению к детям с ОВЗ, является формирование у педагогов, специолистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Работу по формированию толерантности, необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
- педагоги и специалисты, работающие с детьми;
- родители;
- воспитанники.
Существуют формы по формированию толерантности у дошкольников.
1. Игровая образовательная ситуация.
Данная форма строится на гуманистической позиции, что предполагает свободу высказываний и поведение ребёнка в разных формах педагогического процесса, недопущение жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
2. Проведение тематических праздников, дней и недель: день
вежливости, день прав ребенка, день добрых дел и т. д.
3. Чтение художественной литературы. Для чтения используют сказки
разных народов мира «Воробей и лиса» (болгарская, «Дедов совет» (латышская).
4. Проведение подвижных игр «Тень», «Стрекоза», «Доброе животное»
«Горелки», «Ловишки».
На занятиях необходимо использовать методические приё мы:
а) игры и игровые упражнения, направленные на развитие невербального общения: «Угадай ка», «Любимый сказочный герой».
Развитие чувства близости с другими детьми «Ласковое имя», «Комплименты».
Развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»
Регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».
б) этюды и упражнения направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми «Подарок»
в) продуктивный вид деятельности – рисование на темы «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Моё имя»
г) воспитательный приём – слушание музыки, детских песен.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь наполнить чёрно- белый мир «особого ребёнка» яркими красками можно только совместными усилиями.