Валентина Ляленкова
Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ»
Ляленкова Валентина Викторовна –
старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
Инклюзивное образование - это включение ребенка с ОВЗ в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.
Публикация «Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда, а особенно, детей дошкольного возраста. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволило сделать шаг навстречу детям с ОВЗ.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование.
Деятельность руководителя по обеспечению коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ
• Обеспечение положительного психологического климата в ДОУ;
• Достаточный уровень профессиональной подготовки педагогических кадров;
• Наличие специальных коррекционно-педагогических программ;
• Материально-техническая база для работы с детьми с ОВЗ;
• Система оценки результатов коррекционной работы с детьми с ОВЗ и система стимулирования труда.
При устройстве ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение оформляются следующие документы:
1. Заявление родителей с учетом рекомендаций ПМПК, с указанием программы, режима посещения ребенком ДОУ.
2. Договор об образовании по адаптированной программе для детей определенной категории.
3. Соглашение между МБДОУ и родителями воспитанника о том, кто может приводить ребенка и забирать его из детского сада (приложение к договору).
4. Должностная инструкция ассистента или помощника в лице родителя.
5. Согласие на обработку персональных данных.
В течение 5дней заполняется информация по определенной форме о поступлении ребенка в ДОУ и отправляется в центральную ПМПК, которая выдавала заключение.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная и личностная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Поэтому необходима методическая работа или методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Цель методической работы : Создание организационных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного образования.
Задачи:
• способствовать повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развитию творческой инициативы и активизации к саморазвитию.
• совершенствование умений проектировать образовательную деятельность с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, т. е. разрабатывать адаптированные образовательные программы.
• трансляция педагогического опыта работы по организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Критерии готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ :
• личностно-ориентированный подход в коррекционной и образовательной деятельности;
• гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку;
• знание психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ и опора на зону ближайшего развития ребенка;
• владение современными педагогическими технологиями;
• владение способами саморазвития, навыками саморегуляции собственной личности и деятельности.
Профессионально-личностные умения педагога,
работающего с детьми с ОВЗ :
Умение наблюдать;
Креативность, творческий подход к решению проблем;
Умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.
Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ
• Признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения;
• Направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата;
• Осознание своей ответственности как носителя культуры для детей с ОВЗ;
• Понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат.
В нашем дошкольном образовательном учреждении выстроена система сопровождения педагогов, работающих в области реализации адаптированных образовательных программ.
Модель методического сопровождения педагогов
МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка», работающих с детьми с ОВЗ
Работа проводится по нескольким направлениям:
1. Информационное направление – предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, адаптированным образовательным программам дошкольного образования, современным педагогическим технологиям :
- изучение нормативно-правовых документов, действующих в сфере образования;
- изучение примерных адаптированных программ дошкольного образования;
- подбор учебно - методического комплекта и пособий;
- создание рабочей группы по разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
- организация работы ПМПк;
- изучение современных педагогических технологий :
- обучение на курсах повышения квалификации.
Наш детский сад более углубленно работать в форме инклюзивного образования начал с 2016 года. В детском саду воспитывалась ребенок - даун, который была обследована в областной ПМПК, где были даны рекомендации для его дальнейшего обучения. В настоящее время в детский сад пришел ребенок с ЗПР, обследованный ПМПК. Есть также ребенок, требующий обследования.
Перед нами встал вопрос изучить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут успешно освоить образовательные программы дошкольного образования без их адаптации.
Педагоги прослушали вебинар по инклюзивному образованию. Учитель – логопед прошла курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
Одной из наиболее трудных задач педагогов при переходе на инклюзивную практику является разработка адаптированных образовательных программ дошкольного образования для той или иной категории детей с ОВЗ. Были определены педагоги для работы с таким ребенком, создана рабочая группа по разработке адаптированных программ, которая изучала нормативные документы по данной проблеме, примерные адаптированные программы. В детском саду была организована работа ПМПк (психолого - медико-педагогического консилиума).
В результате педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения разработал и реализует адаптированные образовательные программы дошкольного образования, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ:
- адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития,
- рабочую программу воспитателя для детей 3-4 лет с ЗПР;
- программу индивидуального развития ребенка с тяжелым нарушением речи.
2. Консультационное направление: проведение консультаций, семинаров – практикумов, деловых игр.
В 2016 году наши педагоги приняли участие в онлайн-семинаре по теме «Инклюзивное образование сегодня: от теории к практике».
Я, как старший воспитатель, подготовила и провела с педагогами консультацию «Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду», «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Как написать характеристику ребенка с ОВЗ». Учитель-логопед консультировала педагогов по проблеме развития речи «Игры и игрушки для развития речи детей»;
Проведен семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика-залог правильного произношения», деловая игра «Инклюзивное образование».
Организуются также консультации по запросу педагогов, работающих с детьми с ОВЗ»
3. Диагностическое направление - выявление проблемных точек в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ :
- подготовка педагогов к выступлению на ПМПк детского сада;
- помощь в написании характеристики ребенка с ОВЗ для ПМПК.
- анализ педагогической и психологической диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих затруднения в освоении адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
- анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
4. Психотерапевтическое направление - помощь педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, профилактика профессионального выгорания, препятствующие успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности:
- проведение психологических тренингов «Мир особого ребенка», релаксационных упражнений;
- использование интерактивных форм при проведении методических мероприятий «Брейн-ринг», «Мозговой штурм» и т. д. ;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, проблем взаимодействия и управления детским коллективом;
-индивидуальные консультации по запросу.
5. Коррекционное направление - внесение корректив в практическую деятельность, а также профилактика возможных профессиональных ошибок:
- проведение консультаций «Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ»;
- организация наставничества;
- проведение открытых занятий педагога-психолога с включением приглашенных воспитателей и родителей воспитанников.
К сожалению, у нас нет педагога-психолога, иногда приглашаем специалистов из школы.
В процессе работы были определены требования к обучению детей с ОВЗ:
1. Воздействие на все органы чувств ребенка;
2. Использование разнообразных видов деятельности;
3. Обращение к опыту ребенка;
4. Комфортные условия для ребенка;
5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
6. Задания должны даваться малыми дозами;
7. Обучение в игре;
8. Уважение к личности ребенка.
6. Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, стимулирование творческой инициативы и профессионального роста педагогов.
Проведен педагогический совет по теме «Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки личностного и жизненного самоопределения воспитанников». Из опыта работы по проектированию и использованию индивидуального образовательного маршрута воспитанников выступили Андриянова Г. И. воспитатель старшей группы, Осипова Е. В. – воспитатель подготовительной группы, Шестакова С. Н. – воспитатель средней группы. Из опыта работы по проектированию и использованию индивидуального образовательного маршрута воспитанников с речевыми нарушениями» выступила учитель-логопед Виноградова С. В.
Для педагогов было проведено открытое занятие по ознакомлению с окружающим с ребенком с ОВЗ. Мастер-класс провела Шестакова С. Н.
Мастер-класс по коррекции речевых нарушений у детей провела учитель-логопед Виноградова С. В.
На базе нашего ДОУ было проведено районное методическое объединение по теме «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». Открытое занятие с детьми, имеющими нарушение речи, провела учитель-логопед Виноградова С. В., а также подготовила выступление по теме «Особенности индивидуальной работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ».
Перспективы на будущее:
Инклюзивное образование - направление новое. Мы еще в начале пути, но работа уже идет.
- организация серии открытых занятий специалистов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ;
- совершенствование работы педагогов по самообразованию (индивидуальный образовательный маршрут);
- включение в работу с детьми с ОВЗ педагога-психолога и учителя-дефектолога;
- повышение квалификации по инклюзивному образованию педагогов, работающих в этой сфере (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).