Папки-передвижки

Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ

Валентина Ляленкова
Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ»

Ляленкова Валентина Викторовна –

старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - это включение ребенка с ОВЗ в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.

Публикация «Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда, а особенно, детей дошкольного возраста. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволило сделать шаг навстречу детям с ОВЗ.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование.

Деятельность руководителя по обеспечению коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ

• Обеспечение положительного психологического климата в ДОУ;

• Достаточный уровень профессиональной подготовки педагогических кадров;

• Наличие специальных коррекционно-педагогических программ;

• Материально-техническая база для работы с детьми с ОВЗ;

• Система оценки результатов коррекционной работы с детьми с ОВЗ и система стимулирования труда.

При устройстве ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение оформляются следующие документы:

1. Заявление родителей с учетом рекомендаций ПМПК, с указанием программы, режима посещения ребенком ДОУ.

2. Договор об образовании по адаптированной программе для детей определенной категории.

3. Соглашение между МБДОУ и родителями воспитанника о том, кто может приводить ребенка и забирать его из детского сада (приложение к договору).

4. Должностная инструкция ассистента или помощника в лице родителя.

5. Согласие на обработку персональных данных.

В течение 5дней заполняется информация по определенной форме о поступлении ребенка в ДОУ и отправляется в центральную ПМПК, которая выдавала заключение.

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная и личностная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Поэтому необходима методическая работа или методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Цель методической работы : Создание организационных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного образования.

Задачи:

• способствовать повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развитию творческой инициативы и активизации к саморазвитию.

• совершенствование умений проектировать образовательную деятельность с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, т. е. разрабатывать адаптированные образовательные программы.

• трансляция педагогического опыта работы по организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Критерии готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ :

• личностно-ориентированный подход в коррекционной и образовательной деятельности;

• гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку;

• знание психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ и опора на зону ближайшего развития ребенка;

• владение современными педагогическими технологиями;

• владение способами саморазвития, навыками саморегуляции собственной личности и деятельности.

Профессионально-личностные умения педагога,

работающего с детьми с ОВЗ :

Умение наблюдать;

Креативность, творческий подход к решению проблем;

Умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ

• Признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения;

• Направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата;

• Осознание своей ответственности как носителя культуры для детей с ОВЗ;

• Понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат.

В нашем дошкольном образовательном учреждении выстроена система сопровождения педагогов, работающих в области реализации адаптированных образовательных программ.

Модель методического сопровождения педагогов

МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка», работающих с детьми с ОВЗ

Работа проводится по нескольким направлениям:

1. Информационное направление – предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, адаптированным образовательным программам дошкольного образования, современным педагогическим технологиям :

- изучение нормативно-правовых документов, действующих в сфере образования;

- изучение примерных адаптированных программ дошкольного образования;

- подбор учебно - методического комплекта и пособий;

- создание рабочей группы по разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования;

- организация работы ПМПк;

- изучение современных педагогических технологий :

- обучение на курсах повышения квалификации.

Наш детский сад более углубленно работать в форме инклюзивного образования начал с 2016 года. В детском саду воспитывалась ребенок - даун, который была обследована в областной ПМПК, где были даны рекомендации для его дальнейшего обучения. В настоящее время в детский сад пришел ребенок с ЗПР, обследованный ПМПК. Есть также ребенок, требующий обследования.

Перед нами встал вопрос изучить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут успешно освоить образовательные программы дошкольного образования без их адаптации.

Педагоги прослушали вебинар по инклюзивному образованию. Учитель – логопед прошла курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

Одной из наиболее трудных задач педагогов при переходе на инклюзивную практику является разработка адаптированных образовательных программ дошкольного образования для той или иной категории детей с ОВЗ. Были определены педагоги для работы с таким ребенком, создана рабочая группа по разработке адаптированных программ, которая изучала нормативные документы по данной проблеме, примерные адаптированные программы. В детском саду была организована работа ПМПк (психолого - медико-педагогического консилиума).

В результате педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения разработал и реализует адаптированные образовательные программы дошкольного образования, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ:

- адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития,

- рабочую программу воспитателя для детей 3-4 лет с ЗПР;

- программу индивидуального развития ребенка с тяжелым нарушением речи.

2. Консультационное направление: проведение консультаций, семинаров – практикумов, деловых игр.

В 2016 году наши педагоги приняли участие в онлайн-семинаре по теме «Инклюзивное образование сегодня: от теории к практике».

Я, как старший воспитатель, подготовила и провела с педагогами консультацию «Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду», «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Как написать характеристику ребенка с ОВЗ». Учитель-логопед консультировала педагогов по проблеме развития речи «Игры и игрушки для развития речи детей»;

Проведен семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика-залог правильного произношения», деловая игра «Инклюзивное образование».

Организуются также консультации по запросу педагогов, работающих с детьми с ОВЗ»

3. Диагностическое направление - выявление проблемных точек в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ :

- подготовка педагогов к выступлению на ПМПк детского сада;

- помощь в написании характеристики ребенка с ОВЗ для ПМПК.

- анализ педагогической и психологической диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих затруднения в освоении адаптированных образовательных программ дошкольного образования;

- анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;

4. Психотерапевтическое направление - помощь педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, профилактика профессионального выгорания, препятствующие успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности:

- проведение психологических тренингов «Мир особого ребенка», релаксационных упражнений;

- использование интерактивных форм при проведении методических мероприятий «Брейн-ринг», «Мозговой штурм» и т. д. ;

- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, проблем взаимодействия и управления детским коллективом;

-индивидуальные консультации по запросу.

5. Коррекционное направление - внесение корректив в практическую деятельность, а также профилактика возможных профессиональных ошибок:

- проведение консультаций «Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ»;

- организация наставничества;

- проведение открытых занятий педагога-психолога с включением приглашенных воспитателей и родителей воспитанников.

К сожалению, у нас нет педагога-психолога, иногда приглашаем специалистов из школы.

В процессе работы были определены требования к обучению детей с ОВЗ:

1. Воздействие на все органы чувств ребенка;

2. Использование разнообразных видов деятельности;

3. Обращение к опыту ребенка;

4. Комфортные условия для ребенка;

5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6. Задания должны даваться малыми дозами;

7. Обучение в игре;

8. Уважение к личности ребенка.

6. Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, стимулирование творческой инициативы и профессионального роста педагогов.

Проведен педагогический совет по теме «Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки личностного и жизненного самоопределения воспитанников». Из опыта работы по проектированию и использованию индивидуального образовательного маршрута воспитанников выступили Андриянова Г. И. воспитатель старшей группы, Осипова Е. В. – воспитатель подготовительной группы, Шестакова С. Н. – воспитатель средней группы. Из опыта работы по проектированию и использованию индивидуального образовательного маршрута воспитанников с речевыми нарушениями» выступила учитель-логопед Виноградова С. В.

Для педагогов было проведено открытое занятие по ознакомлению с окружающим с ребенком с ОВЗ. Мастер-класс провела Шестакова С. Н.

Мастер-класс по коррекции речевых нарушений у детей провела учитель-логопед Виноградова С. В.

На базе нашего ДОУ было проведено районное методическое объединение по теме «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». Открытое занятие с детьми, имеющими нарушение речи, провела учитель-логопед Виноградова С. В., а также подготовила выступление по теме «Особенности индивидуальной работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ».

Перспективы на будущее:

Инклюзивное образование - направление новое. Мы еще в начале пути, но работа уже идет.

- организация серии открытых занятий специалистов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ;

- совершенствование работы педагогов по самообразованию (индивидуальный образовательный маршрут);

- включение в работу с детьми с ОВЗ педагога-психолога и учителя-дефектолога;

- повышение квалификации по инклюзивному образованию педагогов, работающих в этой сфере (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности» Выполнила: Докучаева.

Организация логопедической работы для учащихся с ОВЗ В последнее время наблюдается рост различных отклонений развития, в частности задержка психического развития (ЗПР, которая проявляется,.

Организация работы в период летнего отдыха детей дошкольного возраста Организация работы в ДОУ «Ах, лето!» Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад[/b]» Особенности организации работы.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад» Особенности организации работы с.

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Направления деятельности 1. Психопрофилактическая работа * Создание условий для полноценного психического.

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению с детьми ОВЗ 1. Формирование правильного звукопроизношения. - развивать подвижность артикуляционного аппарата. -постановка и коррекция звуков: группа.

Планирование работы с детьми с ОВЗ по лексической теме «Домашние животные» Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья). Задачи: • Формировать понятие «домашние.

Презентация «Организация работы для детей с ОВЗ» В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 31 марта 2019 в 13:33
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ляленкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД