Гладких Наталья Николаевна
Организация работы с одарёнными детьми: разработка индивидуального образовательного маршрута
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление по теме:
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ :РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА»
Слайд №1
Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему : «Организация работы с одарёнными детьми : разработка индивидуального образовательного маршрута»
Слайд №2
Публикация «Организация работы с одарёнными детьми: разработка индивидуального образовательного маршрута» размещена в разделах
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Слайд №3
Что такое одарённость? Это расположение звёзд при рождении ребенка или божественная тайна? Это подарок педагогу или проблема для него? Этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.
Уважаемые коллеги поднимите руки те, кто считает себя одаренным? (выдерживаю паузу)
Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах; умеет рисовать, вязать, вышивать и др.
Теперь ещё раз поднимите руки те, кто считает себя одарённым. Я хочу этим упражнением вселить в вас уверенность, что вы – одаренные люди, потому что работать с одарёнными детьми, может только увлечённый, творческий человек.
Слайд №4
А сейчас мы поговорим о формах проявления одарённости детей.
Одаренность может проявлять себя как явная (у всех на виду) а это высокий уровень развития речи и мышления, обладание хорошей памятью, любознательность, высокая, познавательная активность, широта интересов т. п, Скрытая проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.
Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
Слайд №5
Различают виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности.
В детском саду у детей может быть выявлена склонность к психомоторной одаренности, коммуникативной одаренности, академической одаренности и творческой одаренности.
Творческая одаренность (высокие достижения в области художест-венного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).
Академическая одаренность это способность к обучению, ребенок наделенный ею, легко постигает новые предметы. Проявление одаренности происходит в детстве, часто педагоги замечают таких людей еще в дошкольном возрасте. Дети с этой способностью не тратят много сил на изучение новой темы, они, как говорят, ловят на лету любую информацию, быстро связывают ее логически с уже имеющимися знаниями.
Слайд №6
Задача педагога вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков.
Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка.
Слайд№7
А для того, чтобы вовремя заметить и развить эти качества, для этого необходимо чтобы педагог был готов к работе с одаренными детьми.
Слайд №8
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
Слайд №9
Уважаемые коллеги, предлагаю назвать участников процесса выявления одаренных детей
Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных детей являются :
• Воспитатели.
• Родители.
• Педагог – психолог.
• Музыкальный руководитель.
• Инструктор по физкультуре.
• Руководители кружков (театральный, танцевальный, художественного творчества) и т. д.
Слайд №10
Система по выявлению детской одаренности предполагает комплексное обследование детей и проходит в несколько этапов:
- Педагогам предлагается расставить по порядку этапы работы
1 этап- групповое обследование детей с помощь стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту наблюдений одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап- организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
Воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей»
4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми, разработка индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка
5 этап-практическое знакомство с методами выявления детской одаренности (Специалисты детского сада знакомят с методикой индивидуального обследования ребенка на определенный вид одаренности и предлагают выполнить практически 2-3 задания)
- Интеллектуальная одаренность (психолог ДОУ, на сегодняшний день данное обследование проводит воспитатель так как у нас нет специалиста, но единица есть)
- Музыкальная одаренность (музыкальный руководитель ДОУ Константинова И. В., воспитатель)
- Художественная одаренность (руководитель изодеятельности ДОУ если специалист есть, воспитатель возрастной группы)
- Артистическая одаренность (музыкальный руководитель, воспитатель.)
- Творческая одаренность (воспитатель ДОУ)
- Литературная одаренность (учитель-логопед ДОУ, воспитатель)
- Спортивная одаренность в основном выявляется в ходе организуемых спортивных мероприятий (Прядко Т. Г.)
-Хореографическая одарённость (руководитель танцевального кружка Маливанова И. А.)
6 этап «Вариативные формы работы, стимулирующие проявления детской одаренности»
Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу и других мероприятий.
Слайд №11,12,13,14,15
Остановимся подробнее на 4 этапе ИОМ, тема моего выступления звучала разработка ИОМ, хочу представить вашему вниманию как мы с творческой группой разработали маршрут. Что же входит?
Слайд №16,17
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей.
Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.
Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
Педагогический коллектив вместе с родителями должны создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. Несомненно, основное требование к педагогам и родителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности.
Как работать с родителями одаренных дошкольников расскажет нам воспитатель Хазизова Ольга Сергеевна.
Слайд №18
Свое выступление хочу закончить словами
Таланты трудно распознать
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий…. кто талантлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив.