Татьяна Архипова
Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям».Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Центральное место здесь занимают взаимоотношения педагогов и детей. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно - ценностный и эмоциональный компоненты. Отношения могут быть положительными и отрицательными. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности:
Публикация «Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям» размещена в разделах
«Терпение и труд все перетрут»
«Нетерпение сродни опрометчивости»
«Терпя, в люди выходят» и др.
Известно, что терпимый педагог (родитель, в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям, добивается большой результативности, не нанося ущерба развивающейся личности.
Впервые проблема терпимости была поставлена в религиозных и философско-этических концепциях. Принцип терпения, смирения, терпимости превалируют в даосизме, буддизме, христианстве. Особый вклад в разрешение этой проблемы внесли Л. Н. Толстой (непротивление злу насилием); А. Швейцер (смирение как миропонимание); Н. К. Рерих (терпимость как активная форма взаимодействия).
Проблема терпимости, формирования толерантного сознания является одной из актуальнейших проблем современности.
Важнейшую роль играет терпимость как свойство личности в педагогическом процессе. От степени владения терпимостью зависит психологическое здоровье личности самого педагога и его окружения.
Особое значение придается терпимости как особому классу отношений в учебно-воспитательной работе (проблемой такого рода отношений занимались : Б. П. Ананьев; А. А. Бодалев; В. Н. Мясищев и др.)
В педагогическом процессе проявление терпимости или нетерпимости отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречия между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой реального воплощения этих требований со стороны последних: уровнем развития, поведения, личностных качеств.
Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявленным требованиям, вызывает этим раздражение, провоцирует скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, пытается изменить поведение и личность. В свою очередь терпимый педагог способен преодолевать свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания не дает одномоментного эффекта, а в результате могут проявиться через много лет. В то же время практически каждый понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическом процессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести. В соответствии с тем, как педагоги-воспитатели относятся к детям, можно выделить следующие формы выражения терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям :
1. «сотрудничество».
2. «уступчивость».
3. «высокомерие».
4. «терпеливость».
5. «беспомощность».
6. «пренебрежение».
7. «отстраненность».
8. «импульсивность».
На основе преобладающей формы отношения к детям выявлены типы педагогов :
1). Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям «ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА»
2). Педагоги с преобладанием сотрудничества – «МИРОЛЮБЕЦ»
3). Педагоги с преобладанием уступчивости – «АЛЬТРУИСТ»
4). Педагоги с преобладанием высокомерия – «СНОБ»
5). Педагоги с преобладанием терпеливости –«СТОИК»
6). Педагоги с преобладанием беспомощности –«ЗОЛУШКА»
7). Педагоги с преобладанием пренебрежения –«ДИКТАТОР»
8). Педагоги с преобладанием отстраненности –«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
9). Педагоги с преобладанием импульсивности –«БОЕЦ».
Каждый педагог в различные периоды своей педагогической работы может относиться к любому из вышеперечисленных типов и зависеть это может от большого количества факторов, которые влияют на человека. И в заключении о самом понятии «терпимость». В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». В современном словаре иностранных слов дается следующее определение «толерантности» :
Tolerantia (лат) – терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие.
В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку понятия «терпимость» : «Терпимость- выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, допускать,
послаблять, потакать, не спешить, не торопить, не гнать…»
С. И. Ожегов приводит следующие уточнения: «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый – такой, что может терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.»
ИТАК, ИСХОДЯ ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО, МОЖНО СДЕЛАТЬ ОДИН ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ВЫВОД:
Толерантным (или терпеливым) отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссии и убеждения.
Толерантность – есть признание существования иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и шире, иной культуры.
Терпимость – как предмет этического осмысления, согласно представлениям А. В. Зимбули – это проявление нравственным субъектом сдержанности в ситуации, когда он негативно реагирует на нравственно значимые для него события.