Марианна Беляева
Организация работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Публикация «Организация работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Я работаю тьютором с января 2019 года в МБДОУ ЦРР детском саду «Чуораанчык».
В 2019 году наше дошкольное учреждение посещают 5 детей – инвалидов из них:
- 3 ребенка младшего дошкольного возраста;
- 2 ребенка подготовительной группы.
Цель работы ДОУ с детьми-инвалидами : создание специальных условий для успешной социальной адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
Оказание помощи в коррекции недостатков развития, преодолении трудностей усвоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий.
Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
На первом этапе работы осуществляется :
- знакомство с ребенком и его семьей;
- сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса родителей;
-знакомство с заключением ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и ИПРА (индивидуальной программой реабилитации);
- заключение договора между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями);
- создание предметно-развивающей среды;
На втором этапе:
- проводится комплексное обследование ребенка-инвалида всеми специалистами дошкольного учреждения;
- на основании заключения ПМПК и ИПРА ребенка-инвалида на психолого-медико-педагогическом консилиуме разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП);
- оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка-инвалида на реализацию АОП;
- определяются педагоги, специалисты;
- разрабатывается план взаимодействия между специалистами ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению ребенка-инвалида;
- осуществляется реализация АОП ребенка-инвалида;
- проводится с ребенком-инвалидом промежуточная психолого-педагогическая диагностика;
- рассматриваются на ПМПк промежуточные результаты реализации АОП и при необходимости проводится корректировка;
- осуществляется консультативная работа с педагогами и родителями ребенка-инвалида.
На третьем этапе работы :
По завершению реализации АОП проводится итоговая психолого-педагогическая диагностика. Обсуждаются результаты реализации АОП с ребенком-инвалидом на ПМПк. Разрабатываются рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему обучению и развитию ребенка-инвалида.
По окончанию действия ИПРА ответственный за реализацию индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в ДОУ готовит отчет о выполнении мероприятий ИПРА и сдает в департамент образования города Нижневартовска.
На четвертом этапе работы :
После окончанию срока действия ИПРА ребенок-инвалид вновь проходит ТПМПК и медико-социальную экспертизу. В случае подтверждения статуса ребенка-инвалида, дальнейшая работа с ребенком осуществляется на основании заключения ТПМПК и ИПРА, начиная со второго этапа работы.
Таким образом, у дошкольников с ОВЗ появляются шансы открывать и развивать свои потенциальные возможности по восстановлению, компенсации нарушенных функций, по формированию средств коммуникации, по адаптации и подготовке к успешному инклюзивному образованию. Эти потенциальные возможности тем выше, чем младше возраст ребенка, с которого начинается психолого-педагогическое сопровождение не только ребенка с ОВЗ, но и поддержка семьи такого ребенка. Важно не пропустить период сензитивного, т. е. своевременного и благоприятного периода в формировании всех линий развития ребенка. Для ребенка с ОВЗ, его социализации в дальнейшем очень важен дошкольный период и полноценное и адекватное его особенностям инклюзивное образование.