Любовь Кондюрина
Сообщение на педагогическом совете «Игры экологической направленности, как одна из составляющих основы здорового ребёнка».
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок – это целостный духовно-телесный организм-средоточник, посредник значимых для него природно и социально экологических связей. Цель образовательно – оздоровительной работы МБДОУ заключается в воспитании у ребёнка способности осмысленно регулировать этими связями. Проблемы укрепления и сохранения здоровья волновали человечество во все времена т. к. параллельно со своим развитием, ухудшением экологической обстановки на планете, оно всё больше убеждалось в необходимости здоровье формирующего образования, которое надо начинать с раннего дошкольного возраста, т. к. именно здесь закладываются основы здоровья.
Публикация «Сообщение на педагогическом совете „Игры экологической направленности, как одна из составляющих основы здорового ребёнка“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По данным учёных, 75% болезней взрослых, заложены в детстве. Статистика показывает, что 83% всех заболеваний возникают, так сказать на «нервной почве».
В последние десятилетия всё большее внимание привлекают проблемы детских стрессов, которые влекут за собой различные расстройства и повышенную заболеваемость. Это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка, психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском саду из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса, неблагополучной экологической обстановки в регионе.
Учёными доказано, что природа носит реабилитационный характер в том случае, когда ребёнку не хватает положительных эмоций, общения, когда он становится замкнутым, не уверен в себе. По свидетельству врачей и психологов повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит не столько от различных инфекций, сколько от недостатка положительных эмоций. Природа самый большой источник положительных эмоций.
Все мы знаем, что основная работа в нашем учреждении заключается в укреплении и сохранении здоровья ребёнка. По данным учёных, большинство болезней взрослых, заложены в детстве, как было сказано выше 83% всех заболеваний возникают, так сказать, на «нервной почве». Сегодня проблема детских стрессов актуальна и для нашего города.
Один из видов помощи, в укреплении нервной системы у детей, мы видим в воспитании и развитии их посредством природы.
Подтверждением этому, может служить то, что когда мы взрослые устаём, переутомляемся от многочисленных проблем, то лучшим местом отдыха, вспомните, считаем выезд на природу. А так как дети большинство дней в году находятся в искусственных условиях дома, в детском саду, то именно поэтому мы стараемся развивающую среду в группе наполнить экологическим содержанием.
Наиболее эффективными, я считаю, в работе являются игры экологической направленности, которые представлены в нашей группе: это
• Дидактические игры
• Игры-превращения
• Игры – наблюдения (погружения)
Эти игры позволяют закрепить полученные знания, имеют большое воспитательное значение в формировании ЗОЖ, обеспечивают ребёнку возможность активно познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира, ощущать взаимосвязи между окружающей средой и собственным здоровьем.
Часть работы, проводимой в группе, я постараюсь вам сейчас представить. Наши дети, живя на Севере, испытывают дефицит зрительных ощущений, угнетающе сказывающейся на состоянии нервной системы из-за однообразия красок природного ландшафта и сезонных изменений. А помочь детям компенсировать эти недостатки позволяют игры-превращения. На эмоционально-творческом уровне у детей закрепляются и расширяются имеющиеся представления о строении организма, работе его систем и органов, влияние природных факторов для оздоровления человека. Дети «превращаются» в «Доктора Айболита», «Лекарственное растение», «Витаминку», «Незнайку», и от их лица дают советы, отвечают на разнообразные вопросы. Такие игры мы используем в разных видах деятельности: на занятиях (музыкальных, физкультурных, изодеятельности и других, при ознакомлении с художественными произведениями, на прогулке, в театрализованной деятельности, при проведении развлечений, утренников, при привитии детям культурно-гигиенических навыков и т. п.)
Дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношении человека с природой дети получают в дидактических играх с экологическим содержанием.
1. Это игры, расширяющие предметные представления о природе (это разнообразные зоологические и ботанические лото, типа «Что где растёт?», «Кто где живёт?», «Вершки и корешки», «Где наши мамы?», «Помогите малышам», «На прогулке в лесу» и др.
2. Игры нравственной направленности, расширяющие принципы взаимодействия с природой и здорового образа жизни («вкусная и полезная пища», «мы тоже живые», «береги живое», «Аскорбинка и её друзья», «плохо – хорошо», «как вести себя в лесу», «основы безопасности на природе», «первая помощь» и др.
Для того, чтобы показать детям значение экологических знаний, дать возможность на практике применить их мы организуем КВНы, Брейн – ринги.
Главным условием организации и проведения данных игр, является тщательно продуманное содержание, соответствующее возрасту детей. Готовятся вопросы, которые для детей интересны, неожиданны не только по содержанию, но и по форме, развивающие мышление и чувство юмора. Очень часто в таких мероприятиях принимают участие родители и мы не без удовольствия наблюдаем с каким неподдельным интересом и радостью в глазах они становятся объектами игры, особенно в играх превращениях как стремятся показать свои знания и радуются вместе с детьми.
Но самое главное то, что большинство родителей начали принимать активное участие в жизни группы и МБДОУ. Они с удовольствием делятся своими историями происшедшими с детьми в семье, на природе, во время поездок в отпуск. Они помогают саду в оформлении стендов (приносят свои фотографии).
Во время наблюдений за объектами живой и неживой природы мы «говорим» на языке птиц, деревьев, животных, травы, камней, насекомых.
И, конечно, нельзя не сказать о нравственном аспекте воспитания дошкольников – экологии души. В играх мы возвращаемся к корням, традициям, обрядам, поддерживаем ту нить, которая связывает поколения, не даёт разбиться хрустальной чаше души о чёрствость, грубость, зло, недоверие и наоборот помогает стать сильным, здоровым душой и телом. Так же этому способствуют проводимые в МБДОУ православные праздники: «рождество Христово», «Масленица», «день Святого Христова Воскресенья!», в подготовке которых, участвуют дети и родители.
Я считаю, ни в коем случае нельзя забывать, что ребёнок дошкольного возраста – это всего лишь маленький человечек, который только начинает постигать тайны окружающего мира, не надо бесконечно загружать его знаниями, лучше всего – дать ребёнку наиграться. Все мы понимаем, что как бы нам не хотелось, невозможно сделать здоровыми всех детей, но есть игра и в ней мы видим решение задач по оздоровлению ребёнка – дошкольника.