Мария Коваленко
Выступление на методическом объединении по преемственности
▼ Скачать + Заказать документы
6 ноября 2015 года состоялся семинар по преемственности педагогов ДОУ и начальных классов на тему: «Развитие речи и воспитание коммуникативной культуры детей – одно из условий создания равных стартовых возможностей для поступления детей в школу.» В семинаре приняли участие педагоги ДОУ №12 «Золушка», №25 «Аистёнок», №28 «Сказка» и учителя начальных классов. Я представила презентацию из опыта работы на тему: "Развитие коммуникативной культуры у детей в сюжетно-ролевой игре". На семинаре обсудили важные проблемы навыков общения, речевого этикета, развитие умений вступать в диалог, расширение словарного запаса детей.
Публикация «Выступление на методическом объединении по преемственности» размещена в разделах
Хочу представить свою презентацию:
Слайд 1. Тема моего выступления : «Развитие коммуникативной культуры у детей в сюжетно-ролевой игре».
Слайд 2. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития детей.
В документах ФГОС ДО к основным характеристикам социально-коммуникативного развития детей относятся: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми.
Слайд 3. Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») ;
2) умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») .
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру.
Слайд 4. Игра создаёт для ребёнка «зону ближайшего развития ребёнка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Слайд 5. Сюжетно-ролевая игра:
- развивает потенциальные возможности детей;
- имеет решающее значение для психического развития ребенка;
- является формой моделирования ребенком социальных отношений;
- обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр.
Слайд 6. В целом в педагогическом процессе необходимо различать по отношению к сюжетно-ролевой игре две составляющие:
• совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения;
• самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений.
Эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе, но их удельный вес изменяется в зависимости от возраста детей и степени овладения ими игровыми навыками
Слайд 7. Диапазон игровых умений детей различного возраста существенно различается: см. Таблицу.
Слайд 8. Ребё нок в игровой деятельности сталкивается с необходимостью:
* устанавливать контакты в игре;
* соблюдать нормы поведения;
* приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации;
* владеть навыками игровой деятельности.
Слайд 9. Чтобы заинтересовать детей предстоящей игрой, используются следующие приё мы:
1. Совместное с детьми обсуждение, во что и где хотят играть.
2. «Сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск клада по схеме) .
3. Участие в игре педагога: ненавязчивое, тактичное, в роли участника. Можно ввести в игру роль из другого смыслового контекста: «Представьте, на берегу показался Бармалей. Я – Бармалей». «Баба Яга и Кащей Бессмертный узнали о Доме красоты».
4. Развёртывание нового сюжета с разно контекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Слайд 10. В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, полицейский, фея, принцесса и т. д.) . В игре происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки.
Мальчики очень любят покричать, побегать во время игр, им нужно как можно больше пространства, нужно куда-то применить свою силу. В этом случае я не делаю им замечания, а пытаюсь направлять, используя игровую ситуацию в нужное русло.
Существует еще одна закономерность в играх мальчиков – они играют недолго, например, в отличие от девочек этого же возраста. Возникающие в игре конфликты решаются ими посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие быстро прекращается. Через сюжетно - ролевую игру я могу учить ребенка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общения. Я понимаю, что для будущего мужчины это крайне важно - научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.
Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей: матери, жены, хозяйки и процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций: им нравится готовить обед, кормить детей, делать прическу, совершать покупки.
Поэтому девочки играют долго, для них важно довести игру до конца. Девочки в игровом процессе более стереотипны, но, вместе с тем, и последовательнее. Творчество проявляется в придумывании ролевых действий для одной роли, которую исполняет девочка.
Любимые игры девочек «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки-матери» или «Семья», «Поликлиника» и другие.
Чтобы преодолеть разобщённость между мальчиками и девочками, я организую совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой.
От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.