МААМ-картинки

Сообщение к проекту «Ханты и Манси»

Оксана Денисова
Сообщение к проекту «Ханты и Манси»
▼ Скачать +Заказ

Флаг Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по горизонтали на две равновеликие полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная, завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета.

В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа.

Отношение высоты полотнища (по древку) к общей длине до конца прямоугольной полосы — 1:2; отношение ширины прямоугольной белой полосы к общей длине — 1:20; отношение расстояния от древка до геометрического центра элемента белого цвета к общей длине — 1:4; отношение расстояния от края верхней кромки полотнища до геометрического центра элемента белого цвета к общей длине — 1:10; ширина и высота элемента белого цвета к общей длине, соответственно, — 1:4, 1:10; отношение толщины составных частей элемента белого цвета к общей длине — 1:40.[2]

Публикация «Сообщение к проекту „Ханты и Манси“» размещена в разделах

Описание:

Серебряная эмблема, расположенная на подкладе двух щитов, вписанных один в другой. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета, представляющий собой прямоугольник с фигурным заострением в нижней части. Щит увенчан элементом белого цвета, выполненным в орнаментальном стиле обских угров, и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз "Югра" начертан серебряными литерами на лазоревой ленте.

Манси (вогулы) относятся к семье финно-угорских народов. Угорскую

ветвь из них составляют народы манси, ханты и венгры. Манси и ханты

называют обскими уграми, а их язык –обско-угорским.

Манси (вогулы) живут на территории в северо-западной части Сибири по

левым притокам Оби в пределах Ханты-Мансийского автономного округа

Тюменской области. Несколько десятков семей живет в Свердловской области. В

Пермской же области в верховьях Вишеры сохранились лишь потомки манси,

которые говорят по-русски, но называют себя до сих пор вогулами.

По представлениям хантов - человек думает не умом, а лицом. Люди

думают по-разному потому, что они не похожи внешне. Если у некоторых

народов при желании подчеркнуть недостаток сообразительности своего

собеседника постукивают пальцем по виску, то хант обводит пальцем вокруг

лица – мол, что-то у тебя здесь не все в порядке, парень.

По представлениям хантов, человек, как и другие живые существа,

активен и деятелен при наличии двух жизненных сил. Одна из них есть

внешность, а другая спрятана внутри, в теле. В некоторых исследованиях

первую не без основания называют тенью, а вторую - душой. Обе силы хотя и

независимы, но неразрывно связаны друг с другом. Да и понятно почему: много

ли сделает человек, если он без руки или ноги? А с другой стороны: много ли

сделает спящий? Конечно, ничего не сделает, хотя его тело в полной

сохранности. У спящего нет души. Он потому и спит, что душа покинула тело,

а во сне он видит то, что видит на самом деле блуждающая душа.

4. ФОЛЬКЛОР В МИРОВОЗЗРЕНИИ И МИРОПОНИМАНИИ УГОРСКИХ НАРОДОВ.

В миропонимании хантов сказка и песня обладали такой силой, что могли

занести героя в недоступные для человека места. Сказки отождествлялись с

самой жизнью героя, и фольклорная формула «если моей сказке продолжаться…»

означала «если буду жив».

В мифах отражено деление вселенной на главные космические зоны – небо,

землю и подземный мир – либо горизонтальное членение, по которому на юге

находится животворная теплая страна, а на севере – животворный нижний мир.

Согласно главному космическому мифу, первичным состоянием мира была водная

стихия, а земля появилась из кусочка ила, который принесла со дна океана

гагара. Солнце в хантыйской мифологии – это женщина, а Луна – мужчина.

Созвездие Большая Медведица – мифический шестиногий лось, на которого

охотился герой древности, оставивший след лыжни (Млечный путь). Из

природных стихий наиболее ярко рисуется огненный потоп, уже бывший на земле

и ожидаемый в будущем.

Исполнение ритуальной песни было существенной частью многих обрядов.

Рассмотрим здесь медвежий праздник, один из наиболее ярких у хантов.

Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и

возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла

земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в люльке на

землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда

людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают

охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя

обрядовый праздник.

Образ медведя как бы рассеян по разным сферам и мирам, предстает в

разных ипостасях – медведеподобного духа, медведя-человека, небесного

медведя, лесного, земного и подземного.

Особое внимание уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дети хантов и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментами, готовить пищу, поддерживать очаг.

Мальчики перенимали у отца умения в поделке снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари. Так дети накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о старших, помогают им. Мы в своём детском саду рассказываем об этом ребятам, знакомим с искусством хантов и манси, знакомим с особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.

«Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб».

Дети исполняют «Хантыйский танец», движения которого рассказывают о женщинах ханты, выделывающих шкуры животных и украшающие их.

С наступлением зимы проводим с детьми различные наблюдения: за снегопадом, метелью, узорчатыми рисунками на окне во время морозных дней. Воспитатели умело используют народные приметы, отражающие острую наблюдательность хантов и манси, например:

«В глубоком снегу никогда не замёрзнешь»,

«Мошки в тесную одежду набираются больше»,

«Собака траву ест – дождь будет»,

«Если будет много соболя, белки исчезнут»,

«Гуси летят на юг, снег пойдёт».

Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире. В работе используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространённым обитателем тайги является северный олень.

«От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный олень.»

Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги.

Игра «Северные олени»

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Подготовительной работой к игре является рассматривание иллюстраций, фотографий, вспоминаем сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева». На занятиях воспитатели с детьми лепят животных. Всё это способствует созданию интереса к игре об оленях, накоплению знаний об этих животных. Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Никита предложил изобразить рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Коллективно решили, что олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

Музыкальные инструменты

Санквылтап – самый популярный мансийский струнный инструмент (в переводе с мансийского – звенящий, в форме лодки, далёкий родственник славянским гуслям. Струны у санквылтапа из сухожилий. В мансийских сказках говорят о «волшебном санквылтапе», игра на котором якобы заставляет передвигаться предметы, людей. Тот, кто владеет им, всесилен. Раньше игрой на этом инструменте сопровождали ритуальные пляски на медвежьем празднике, шаманские камлания, знахари исцеляли больных. Сейчас на санквылтапе играют во время любого праздника.

Турман – древнейший музыкальный инструмент, представляет собой узкую костяную или металлическую пластинку, которую музыкант вставляет в рот, придерживая за верёвочку, привязанную к другому концу инструмента, и поддерживает её. Инструмент вибрирует от движения воздуха и издаёт своеобразные звуки, то низкие, то высокие. Когда слышишь игру на турмане, то мыслями уносишься в далёкое прошлое.

А ещё есть хантыйская арфа, она похожа по форме на лодку или птицу. Этот инструмент в виде полого ящика из досок, ему придана форма журавля, лебедя, гуся с длинной шеей и головой, с клювом и глазами. От шеи птицы к её спине протянуты от 9-ти до 12-ти медных струн. Игру на всех этих инструментах сейчас можно услышать на концертах художественной самодеятельности.

Ханты - народ, проживающий в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком

автономных округах, Томской области в составе России. Устаревшее название -

остяки, впервые встречающееся в русских документах 14 века, происходит из

тюркских языков и обозначает инородческое языческое население. Живут по Оби,

Иртышу и их притокам.

Формирование хантов происходило с конца 1 тыс. до н. э. на основе

смешения северного, таежного населения, для которого был характерен

архаичный охотничье-рыболовческий уклад, и пришедших из южно-таежных и

лесостепных районов Западной Сибири кочевых племен, принесших на север

элементы коневодческой южной культуры. В русских летописях упоминаются

вместе с манси с конца 11 века под названием югра, а с 14 века выделяются

как остяки.

Традиционные занятия: рыболовство и охота (пушная охота имела товарное

значение, кроме того, оленеводство на севере и скотоводство на юге.

Основная пища: рыба, которая перерабатывается практически полностью (что не

идет в пищу, используется для приготовления клея, жира, утвари) и мясо лося,

оленя. Традиционным является употребление табака, который жуют, нюхают,

курят. Одежду на севере шили из оленьих шкур, на юге из сборного меха в

сочетании с тканями. Ткани изготавливались из крапивы, конопли,

использовалась и рыбная кожа. Распространены различные украшения из бисера.

И одежда и утварь богато орнаментированы.

Несмотря на обращение в 17-18 вв. в православие, ханты сохранили

традиционные верования (в духов, трехчастное строение Вселенной, в

множественность душ; почитание животных) и обряды. Одним из самых ярких

проявлений культа медведя является медвежий праздник, сопровождающийся

исполнением особых сказок, мифов, медвежьих песен, танцев, интермедий с

участниками в масках. Богат фольклор хантов : сказки, мифы, героические

сказания, ритуальные и лирические песни.

Традиционный костюм

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.

Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток.

Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантам было известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных.

Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Кисы- теплые сапоги из оленей шкуры.

Кисы- теплые сапоги из оленей шкуры.

В состав округа входят 13 красивейших городов севера, со стабильной экономической структурой: г. Когалым, г. Лангепас, г. Мегион, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск, г. Нягань, г. Покачи, г. Пыть-Ях, г. Радужный, г. Сургут, г. Урай, г. Ханты-Мансийск, г. Югорск.

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы: Где самые большие разведанные запасы нефти в России, Какие самые лучшие рыбные запасы в России, Где находится самый большой в Евразии мост, Где находится самая большая тепловая электростанция, Где появился самый первый в России Центр искусств для одарённых детей Севера, и еще вопрос: Где находится самый большой в России Центр лыжного спорта?

Думаем, что вы уже догадались:

в Ханты-Мансийском автономном округе!

«Округ наш,

ты России частица»

Обзор литературы начнем с небольшой, но красивой легенды о нашем крае: "Когда Бог пролетал над Приобьем, у него замерзли руки и из них выпали все природные богатства. Рассердившись на свою оплошность, Бог, прикрыл упавшие сокровища непроходимыми болотами, тайгой и тундрой, а в качестве стражей послал полчища гнуса да комарья. " И только спустя несколько столетий, стало ясно, что сокровища эти - нефть и природный газ».

В этом северном крае,

Где тайга смотрит в небо,

Называю я Раем,

Где никто ещё не был.

В тех местах побывать бы,

Где источник струится,

Там, где воздух прозрачный,

Так, что и не напиться.

Поздняк С. М.

Сибирь уже стала скорее образом, чем географическим понятием. Все, что простирается за Уральскими горами на восток, всю северную часть азиатского континента многие, особенно иностранцы, считают Сибирью. Для тех, кто там никогда не был, все это — огромное пространство — города, тайга, моря, реки, озера и болота, сливаются в стереотипы — снег, мороз, огромные расстояния, дикость … А на самом деле Сибирь разнообразна и многолика. Край этот богат и пока во многом не освоен человеком. Сибирь — это культура коренных народов — хантов, манси, селькупов, эвенков, ненцев…

Что вы знаете о Ханты-Мансийском округе?

Подавляющее большинство жителей нашей страны знает очень немногое. Одни представляют себе лес нефтяных вышек в бескрайней тундре, другие что-то слышали о «зеленом море тайги», муксунах, бурундуках и белых медведях, третьи — вспоминают о существовании Иртыша, на «тихом бреге» которого сидел Ермак, «объятый думой», четвертые — смотрели трансляции с проводившихся здесь соревнований по биатлону, пятые — вообще считают, что Ханты-Мансийск это где-то возле Кувейта… В действительности же Ханты-Мансийский округ — Югра — это особая территория, некий конгломерат, в котором гармонично сочетается прошлое и будущее, традиции и технологичность, этнография и высокая мода, инновации и спорт, театральные фестивали и бизнес-совещания.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Западная граница округа с Республикой Коми проходит по водораздельным хребтам Уральских гор. Ханты-Мансийский округ — очень красивая земля, на которой раскинулись великолепные кедровые урманы, разделенные могучими широкими реками, кристальной чистоты озера прячутся в светлых сосновых борах, а дремотно-сонные горы соседствуют с бескрайними клюквенными болотами. Тайга — всеобъемлющее понятие, включающее в себя и биолого-географическое определение, и особый образ жизни людей, и солнечные лучики, с трудом пробивающиеся сквозь кроны древесных лиственниц.

Освоение Югры

Первое упоминание Югры встречается в русских летописях, датированных 1096 годом. В XII веке здесь образованы угорские княжества, затем в XIII веке Нижнее Прииртышье входит в состав Золотой Орды. Освоение мест Ханты-Мансийского округа русскими началось в XVI веке. Небольшой отряд под предводительством сподвижника Ермака Богдана Брязги подошел на лодках к Белгородскому городку — поселению остяцкого (хантыйского) князя Самара. Между русскими и ханты произошло сражение, во время которого князь Самар погиб, а его воины рассеялись. Спустя несколько дней они присягнули на верность московскому царю. Полноценное заселение русскими этой местности началось только по прошествии полвека. К началу XVII века на карте появились города Березов, Сургут, Обдорск (Салехард, Тобольск, Тюмень.

Национальный характер

Большинство жителей округа — русские. Представителей коренных народностей — 28, 5 тыс. чел. Это — ханты, манси, лесные ненцы. Их образ жизни и традиции до сих пор живы на родовых угодьях, в таежных поселках и стойбищах.

Народ ханты относится к финноугорской этноязыковой группе (родственный — венгерский). Ученые до сих пор не могут сказать, где находилась прародина этой языковой общности, и что послужило причиной такого рассеяния предков угров по территории Евразии. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена. В результате межплеменных и иных военных столкновений сложились княжества. Позднее, в период русской колонизации, многие из приобских и прииртышских остяцких княжеств преобразованы в отдельные волости. Ханты продолжали вести традиционный образ жизни, перенимая у русских переселенцев более прогрессивные орудия труда, приемы рыбной ловли, оружие.

Народ манси (устар. русское — вогулы) — в переводе с их же языка «люди». Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков. Этнос манси сложился в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II—I тыс. до н. э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов наиболее ярко проявляется в культе коня и небесного всадника — Мир-Сусне-Хума.

Еще в XIV—XVIII вв. основным транспортным средством хантов и манси была собачья упряжка, со временем ее заменил олений транспорт. Летом плавали на долбленых лодках. Широко использовались лыжи голицы и подшитые камусом. В качестве временного жилища использовались шалаши из жердей, крытые шкурами или берестой чумы. Традиционную зимнюю одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей, ровдуги, летнюю — из ткани. В старину делали одежду из крапивного сукна. И сегодня в современных приарктических городах часто можно наблюдать людей из коренных народностей, облаченных в свои красочные национальные одежды.

От легенды до точки на карте

Такой путь надеются пройти историки Уральского государственного университета. Они проводят исследования и археологические раскопки в районе северного города Урай. Недалеко от этих мест располагается интересный исторический памятник — городище Картауж, столица мансийского Кондинского княжества, которое упоминается в письменах и легендах XVI—XVII веков. Картауж был уничтожен казаками, а его князь Агай увезен в Москву. В прошлом году первый этап раскопок на берегах рек Инда и Евра открыл для науки 34 объекта.

Сокровища Югры

Югра — это край, лесов, рек, озер и болот, которые удивительно красивы в любое время года. В округе немало замечательных природных объектов, достойных внимания: заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский», 11 заказников, природные парки «Нумто» и «Конднские озера», 10 памятников природы, археологические комплексы «Барсова гора» и «Сайгатино», городище Шеркалы и др. В Югорской долине более 25 этнографических центров и музеев под открытым небом, где можно окунуться в реальную жизнь ханты, манси и лесных ненцев, отведать северных деликатесов, приобрести сувениры, проникнуться богатой и своеобразной культурой аборигенов. В Югре можно увидеть настоящее хантыйское стойбище, действующее нефтяное месторождение, побывать на нефтепромыслах легендарного озера Самотлор.

На территории Югры обитает более 50 видов млекопитающих. Это пушные и копытные звери — соболь, куница, колонок, горностай, рысь, росомаха, бурый медведь, барсук, лисица, ондатра, белка, заяц-беляк, лось, косуля, олень, а также боровая и водоплавающая дичь: рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, гусь, утка, кулик. Реки и водоемы округа — рай для рыболовов-любителей и спортсменов. Обь — это место нагула осетровых, лососевых и сиговых рыб. Кроме того, на территории округа множество озер, где никто никогда не ловил рыбу.

На территории округа более 2 тыс. больших и малых рек. Это прежде всего, Обь и Иртыш. Кроме них к числу значительных рек относятся притоки Оби: Вах, Аган, Тромъеган, Большой Юган и притоки Иртыша — Конда и Согом. Треть территории округа занимают болота. В окружении болот и лесов — около 290 тыс. озер. Самые большие из них — Турсунтский и Леушинский Туманы, Вандэмтор и Тормэмтор. Самые глубокие — Кинтус (48 м, Сырковый Сор (42 м).

Практически весь округ покрыт таежными лесами, только на крайнем северо-западе в приуральской части встречается лесотундра. Растительность представлена сообществами смешанных и хвойных лесов, болот, заливных лугов, водоемов, горных тундр. В зоне средней тайги растут ель, сибирский кедр, пихта, сосна, лиственница, береза, ольха. В северных районах распространены светлые лишайниковые боры, на которых пасутся олени. Леса и болота богаты ягодой: клюквой, брус

Публикации по теме:

Фотоотчет «Посткроссинг. Привет из Ханты-Мансийска»Фотоотчет «Посткроссинг. Привет из Ханты-Мансийска» Фотоотчет "Посткроссинг. Привет из Ханты - Мансийска". Перед самым новым годом мы получили долгожданную бандероль, которая пришла к нам.

Конспект музыкального занятия «Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси» "Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси"Цель: знакомство с национальными музыкальными инструментами народов манси и.

Конспект занятия для второй младшей группы «Знакомство с коренными жителями Ханты — Мансийского автономного округа» Тема: «Знакомство с коренными жителями Ханты – Мансийского автономного округа». Цель: Пробуждение у детей дошкольного возраста интереса.

Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси» Тема «Мой край родной» Цель: создания условий для расширения кругозора детей, посредством ознакомления с образом жизни, бытом,.

Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси посредством народного декоративно-прикладного искусства» Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство». Данный проект включает.

Профилактическая беседа «Заведомо ложное сообщение о терроризме» Профилактическая беседа с обучающимися по теме: «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» Ребята, сегодня мы с вами поговорим об ответственности.

Сообщение для педагогов на педагогическом часе «Лепбук» Уважаемые коллеги! Слайд 1. В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в.

Сообщение к родительскому собранию «Дорога, ребенок, безопасность» Тема собрания неслучайна. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуем, является ребенок. Из общего числа погибших.

Конспект занятия «Традиции и обычаи народа Ханты» Тема: Традиции и обычаи народа Ханты Звучит музыка народов ханты. Дети заходят в зал. Давайте поздороваемся с нашими гостями и родителями.

Тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси»Тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси» Данное пособие разработано в соответствии с планом по самообразованию. Нужно было по итогу весь подобранный материал собрать воедино,.

Автор публикации:
Сообщение к проекту «Ханты и Манси»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 11:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение к проекту «Ханты и Манси»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД