Александр Меркулов
Конспект занятия «Мой край родной. Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Мой край родной»
Цель:
создания условий для расширения кругозора детей, посредством ознакомления с образом жизни, бытом, творчеством и традициями народов Севера ханты и манси;
Задачи:
дать представление о жизни, быте северных народов нашего края ханты и манси
продолжать знакомить с фольклором жителей Югры: загадки, игры,
Публикация «Конспект занятия „Мой край родной, Ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Народы севера
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
формировать основы экологической культуры: заботливое отношение к природе родного края, его обитателям.
расширять представления о животном и растительном мире нашего края
формировать и развивать толерантные чувства к людям разных национальностей;
развивать познавательную активность.
\
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята.
Я приглашаю вас в удивительное путешествие по моей родной стороне.
Звучит хантыйская :
Нет мест прекрасней в этом мире
Хоть холода здесь, ветра вой…
На Крайнем Севере, в Игриме
В тайге суровой вековой.
Показ слайдов
2. Введение в тему.
Воспитатель:
Наш север – удивительный край с удивительными народами. У нас в Югре живут малочисленные народы ханты и манси, со своей культурой, обычаями и традициями. Наша культура – это достояние всего человечества. Ведь наш народ вносит в культуру свое, и каждое достижение является общим для всего человечества. И сегодня мы стараемся возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, благодаря им он может сохранить себя как народ. И мы приумножаем и сохраняем народную мудрость и передаем ее подрастающему поколению.
3. Основная часть
Воспитатель:
Мы живем в краю Югорском под счастливою звездой
Расцветай и будь богаче наш любимый край родной.
Обычаи и традиции наших предков дошли до наших дней, их хранят не только легенды, сказки, родовые песни-сказания, но и сам образ жизни людей, живущих, в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся, на первый взгляд, суровой природой Севера.
Показ слайда
Богата Югорская земля и ягодами (морошка, брусника, клюква и др., грибами и кедровыми орехами, поэтому собирательство широко распространено у северных народов.
Показ слайда
Мы живёт в экстременальных условиях. Основными занятиями с древних времен были охота и рыболовство. Важнейшими промысловыми животными были дикий олень, лось и бобер. Существенную роль выполнял промысел водоплавающей и боровой птицы.
Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Сейчас я вам загадаю загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто эти звери.
Показ слайдов
1.
Ушки на макушке, хвостик как пушок.
Очень симпатичный маленький зверек (зайчик)
2.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
3.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее. (Лиса)
4.
По мхам он ходит и траве
Носит лес на голове
Рогами защищается
От врагов спасается (олень)
6.
Кто в жесткую пургу
Роет норку в снегу
В снежок зарывается
От холода спасается (куропатка)
7
Остренькие зубки, рыженькая шубка,
Хитрый, маленький зверёк по деревьям прыг да прыг (белка)
У каждого народа, есть свой национальный фольклор. Один из видов фольклора – это игра. И я вам предлагаю поиграть в хантыйские игры.
1. Бой лосей.
Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Снять шапку у противника и не позволить снять свою. Выигрывает тот, кто больше снял шапок
2 Заячьи прыжки.
Воспитатель:
Понравились они вам, ребята?
Воспитатель:
Долгими зимними вечерами собирался наш народ в чуме у очага и сочинял сказки. Одну из этих сказок я хочу вам сейчас рассказать. А называется она «Чудесные рукавицы».
В одном селении жила женщина с дочерью.
Дочь звали - Айога, она была девочкой послушной, трудолюбивой, ласковой.
И вот посмотрите, что произошло у них однажды.
Доченька! Айога, Айога!
Отправляйся, доченька, к бабушке, отнеси ей свежей рыбы.
Только не задерживайся в пути, погода хочет испортится.
А я вот как раз тебе новые рукавицы сшила. Смотри, какие красивые. Из белого и серого меха оленя, тонкие узоры вышила. Удачи тебе!
(Айога, теряет рукавицы, возвращается домой
Айога, доченька, ты вернулась. Метель да буран в лесу разыгрались. Все птицы да звери попрятались. А где рукавицы, доченька, однако?
Айога:
В лесу потеряла…
Вед:
Ничего! Для тебя я их сшила, к тебе они и вернутся. Заходи в чум греться. Вот какая ты грустная и замершая.
(Айога садится у костра)
А в те времена жили 2 шамана, да такие они были умелые волшебники, что могли превращаться в зверя, птицу, менять погоду, время. Люди их боялись.
А звали их Ледоног и Огнемех.
Любили они друг перед другом похвастаться своими умениями.
(входят Ледоног и Огнемех)
Ледоног
Эй, Огнемех? Выходи силой меряться!
Огнемех
Привет тебе, Ледоног! Да что нам меряться. Я сильней тебя!
(борются)
Ледоног
Да! Мы с тобой самые сильные волшебники.
Ой! Что это там лежит? Рукавицы кто-то потерял.
Огнемех (берет рукавицы) :
Смотри, какие красивые! Молодому охотнику мать шила, из шкуры белого и серого оленя. Красивые получились рукавицы.
Ледоног
Да зачем они тебе! Пусть себе валяются
(вырывает рукавицы, бросает на пол)
Огнемех
Нет! Они с любовью сделаны. Красивые. Возьму – ка я их себе. Я первый их увидел.
Ледоног
Нет! Я их себе возьму. А я первый прилетел! (дерутся)
Ледоног:
Ой! Не могу!
Мы с тобой великие волшебники – шаманы, а ссоримся из-за каких-то рукавиц.
Огнемех
А давай наделим их какой-нибудь волшебной силой.
Ледоног
Я возьму правую рукавицу и поселю туда полярную ночь, мороз злющий, осенний ветер, вихри, бураны и все неудачи на свете.
Огнемех
А я положу в левую рукавицу теплое лето, яркий свет, власть над богатством, мудрость, тепло очага – чувала.
(колдуют)
Ледоног.
А что теперь делать будем?
Огнемех.
Да вернем их тому, кто потерял.
Представляю, что будет, когда он рукавицы оденет – такого натворит.
Ледоног
Если будет пользоваться с умом, не пострадает
(подбрасывают рукавицы к Айоге и убегают).
Айога: Мама, смотри, рукавицы – то нашлись!
Вед: Интересно, как это они здесь оказались?
Айога: Да какая разница. Главное они опять у меня!
(надевает правую рукавицу)
Айога: Ой, что-то с моей правой рукавичкой случилось! Надену левую….
(Надевает левую рукавицу)
Вед. Видно заколдованы рукавицы.
Айога: Что же, теперь мне носить их нельзя?
Кажется, я поняла! Нужно надевать их сразу обе (надевает)
Вот видишь. Эти рукавицы, как жизнь имеют две стороны : добрую и злую.
Одно без другого не бывает. От одной рукавицы добра не жди, да и от другой тоже. Это только, когда они врозь. А вместе рукавицы чудеса творят. Если быть осторожными и во зло их не пускать.
Айога.
С тех пор рукавицы крепко- накрепко пришивают к малице, чтобы одна из них случайно не упала с руки.
И эта традиция переходит из поколения в поколение.
4. Итог
Воспитатель:
Ребята, вот мы с вами совершили путешествие по Югорскому краю и узнали много нового о народах севера. Надеюсь, вам путешествие понравилась, и вы ещё больше полюбите землю, на которой живёте!
А напоследок давайте выучим, как звучит на языке ханты
«До свидания» - «паяма улаты» (дети повторяют все вместе)
Паяма у латы, дорогие дети!