Кривцова Анастасия Сергеевна
Конспект занятия для второй младшей группы «Знакомство с коренными жителями Ханты — Мансийского автономного округа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с коренными жителями Ханты – Мансийского автономного округа».
Цель: Пробуждение у детей дошкольного возраста интереса к жизни народов ханты и манси.
Задача: Познакомить детей с жизнью народов родного края.
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир наших коренных народов Севера. Слайд 1
Публикация «Конспект занятия для второй младшей группы „Знакомство с коренными жителями Ханты — Мансийского автономного округа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Кто знает в каком округе мы живем? Ответы детей
- Правильно, Ханты – Мансийском автономном округу. А знаете ли вы почему он так называется? Ответы детей
- Молодцы. Именно ханты и манси населяют наш край с древних времен, но раньше хантов и манси называли остяки и вогулы и наш округ имел название Остяко – Вогульский, а примерно 75 лет назад его переименовали в Ханты – Мансийский.
- Ханты и манси это два народа, которые очень похожи между собой, они ведут похожий образ жизни. Главное их отличие, что Манси – это оленеводы, населяющие тундру, а Ханты живут в тайге, они умелые охотники и рыбаки. Климат в наших краях очень суровый, большую часть территории покрывают огромные болота и леса, которые богаты зверем, птицей, грибами и ягодами, и реки, которые богаты рыбой. Слайд 2,3,4
- Вы знаете как называется место, где живут эти народы? Ответы детей. Слайд 5
- Я расскажу вам про жилищную постройку – чум, который ставился на берегу реки. Спустя столько лет, люди не придумали ничего лучше этого жилища, ведь оно легко собирается, разбирается и перевозится. На что похож чум? Ответы детей. Слайд 6,7
- Чум стоили из шестов, которые долго готовились из прочных деревьев, летом покрывали чум берестой, а зимой оленьими шкурами, - Почему? ответы детей. Чтобы в нем было тепло. Сверху чума оставляли отверстие. - Знаете зачем? ответы детей. Правильно, для того что бы оттуда выходил дым от костра.
- Поселение хантов и манси (где стоят их чумы) называется стойбище. Слайд 8
- Основные занятия этих народов – это рыболовство, охота и оленеводство. Основной пищей была рыба и мясо. Слайд 9,10,11. Летом женщины делали заготовки: собирают годы и грибы, травы, сушат рыбу. Делают из крапивы нитки, из них плетут сети для ловли рыбы, шьют одежду и игрушки для детей. Слайд 12. Посуду ханты и манси делают из бересты, дерева. Слайд 13. Девочки помогают мама вести домашнее хозяйство: готовить, шить, вышивать, заботиться о младших, а мальчики обучаются и помогают своим отцам: ловят рыбы, охотятся. Слайд 14,15.
- Народы севера придумали очень много сказок, я вам сегодня прочитаю одну их них.
Сказка называется «Кукушка». Приложение 1.
-Вот ребята мы и познакомились с коренными народами нашего округа. Вам понравилось?
- Что больше всего вы запомнили? Ответы детей
- Как называется наш округ? Город, в котором живем? Ответы детей
- Почему наш округ так назвали? Ответы детей
- Как называется жилище хантов? Чем они занимаются? Ответы детей
- Молодцы ребята. На этом наше путешествие закончилось, и пора возвращаться в группу.
Приложение 1.
Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит :
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.
Источник www.planetaskazok.ru/narodrossii/kukushkanenetsskz