Валентина Зверева
Сообщение из опыта работы «Живой родник народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.»
Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки.
Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Живой родник народной культуры“» размещена в разделах
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества, имеют огромные познавательные и воспитательные значения, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Работу я начала с ясельной группы. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Работу в основном проводила в свободное от занятий время. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая её :
«Баю – баю – баю,
Куколку качаю…»
или: «Баю – баю – баю – бай
Ты собачка не лай,
Белолапа не скули,
Мою дочку не буди.»
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить, я показывала, как громко лает собачка и может разбудить Катю. Дети дружно просили её : «Ты собачка не лай, белолапа не скули.» После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. Во время умывания, причесывания знакомила с такими потешками:
«Водичка, водичка, умой моё личико…»
«Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньку, расти коса до пояса…»
Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. Дети взрослели. Я подбирала для них потешки с более сложным смыслом. Теперь дети не только запоминают потешку, но и обыгрывают её. Малыши всей группой учились двигаться, как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.
«Тень, тень, потетень, выше города плетень. Сели звери на плетень, похвалялися весь день…»
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они относились к нашему маленькому театру. Много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Часто надеваю костюм бабушки, дети встречают радостно, приглашают сесть и ждут с нетерпением новую сказку или просят рассказать полюбившуюся им сказку. И вот бабушка не спеша начинает с присказки:
«За ступенькою ступенька, станет лесенка,
Слово к слову, ставь складненько, будет песенка.
А колечко на колечко, станет вязочка, сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.»
Рассказав сказку не спешу задавать вопросы по содержанию. Интересно наблюдать, как ребятишки делятся своими впечатлениями друг с другом. Чтобы узнать, как дети запомнили сказку и поняли её, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращаясь к ребятишкам: «Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки героев, выявлялось отношение к ним. Затем проводили игру – драматизацию отдельных эпизодов или свою сказку. Этот этап самый кропотливый и длительный, но и самый интересный. Порой бывало очень трудно выбрать кого-то на роль. Столько желающих!
Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяют ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Вове или Юле: «Семеро одного не ждут». Или вижу, что ребенок торопится, делает всё не аккуратно, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь».
Загадки – полезное упражнение для ума. Учит детей отгадывать загадки я начинала так: На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Мохнатенькая, усатенькая молочко пьет, мяу – мяу поет», «Длинное ухо – комочек пуха». Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый объект находился перед глазами. Обращала внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки. Позже, когда вносилась та или иная игрушка, спрашивала, какую загадку можно загадать о ней, дети справлялись успешно с этой задачей. Часто начинаю занятие загадкой, особенно по изо, дети отгадывают что будут лепить или рисовать.
С нетерпением дети ждут вечеров- загадок, когда к ним в гости приходит бабушка- загадушка. Она приносит в своей «волшебной корзине» природный бросовый материал для изготовления поделки отгадки к новой загадке. Поделки мастерим тут же. С удовольствием отгадывают знакомые загадки и любят знакомиться с новыми загадками. Любят дети наряжаться в русские костюмы, устраивать развлечения, народные игры. Организуя всё это, я ставила перед собой задачу не только повеселить ребят, но и расширять их знания о народном языке, обогатить их словарь.
При проведении утренней гимнастики тоже использую потешки, заклички, дети с удовольствием выполняют прыжки под потешку «скок – скок – поскок, молодой дроздок» или наклоны – «улитка, улитка покажи свои рога».
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей, чтобы держать их в курсе событий завела папку «Учите вместе с нами.» В неё я записывала потешки, загадки, поговорки и родители дома могут повторить этот материал со своим ребенком. В уголок родителей помещали статьи «Что за прелесть эти сказки», «Загадка гимнастика ума», «Театр дома», альбом с фотографиями «Весёлые посиделки». Познакомили детей с вышивкой, сделали выставку «Волшебные нитки».
Конечно, на достигнутом я останавливаться не буду, работу по детскому фольклору я продолжу. Буду знакомить с небылицами – перевёртышами – песенки или стишки в которых всё поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают детский смех, укрепляют у ребенка понимание подлинных реальных связей и вещей. Продолжу знакомить с народными праздниками, с обычаями нашего народа, знакомить с предметами обихода: прялка делается для того чтобы прясть, горшок – варить щи, сарафан – шьётся, чтобы быть одеждой и т. д., одновременно они могут быть и художественными произведениями – форма, орнамент, различного рода украшения придают им эти качества.
Мечтаю в группе сделать мини – музей. Ведь как будет интересно детям увидеть своими глазами старинную прялку. Чугунный угольный утюг, который невозможно поднять одной рукой, лапти, которые плели из лыка и т. д. Впереди много интересной работы.
Постоянно пополняю свои знания по этой теме: проработала книги «Русский фольклор» из серии «классика и современники» под редакцией В. Аникина, «Русская народная поэзия», К. Чистовой и Б. Чистова «Потешки, считалки, небылицы», А. Мартынова «Тридцать три порога» М. Булатова и др.
И хочется закончить словами Алексея Николаевича Толстого: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев, под звон струн, о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».