Валентина Кемешева
Сообщение из опыта работы «Воспитание культуры поведения и речевое общение детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вежливость – самая первая и приятная добродетель».
Культура речевого общения и вежливость – понятия не разделимые, которые свидетельствуют о правильном воспитании личности. Вежливость- это ещё и самоуважение, если я хочу, чтобы уважали меня, то значит обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Воспитание культуры поведения и речевое общение детей“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Воспитание культуры поведения и формирование культуры речевого общения, с моей точки зрения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребёнок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость. Опустошенность души, безразличие, глухота сердца.
Актуальность этой проблемы в наше время определяется ещё и тем, что современный ребёнок испытывает сильную психическую нагрузку, т. к. число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт и т. д.) , и ребёнок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.
Я давно задумывалась над этой проблемой. Перечитывала заново методические книги, наблюдала за работой опытных коллег, за их отношениями с детьми, заимствовала лучшее. Собирала рекомендации, советы, предложения.
Понаблюдав за детьми своей группы, я составила таблицу, в которой отметила уровень культуры поведения каждого ребёнка. Мне стало ясно с какими детьми и над чем надо работать. Многие ребята здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, не называли воспитателя, няню по имени- отчеству. Некоторые дети приходили в группу с рёвом. Некоторые не умели пользоваться мылом, полотенцем, разбрасывали вещи и игрушки, не убирали их на место в «домик». Другие были нетерпеливы, недружелюбны. Сделав соответствующие выводы, я поставила перед собой решение следующих задач:
• Приучать детей к вежливости.
• Называть воспитателей, няню, музыкального руководителя по имени и отчеству, здороваться и прощаться.
• Воспитывать умение благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь.
• Учить выражать просьбу словами, пользоваться словом «пожалуйста».
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам, убирать их на место.
• Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной, столовой, на улице.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, разговаривать друг с другом в приветливой форме.
• Воспитывать уважение к окружающим взрослым.
Итак, какие методы и приёмы были использованы в работе?
Во- первых личный пример. Я всегда старалась расположить к себе детей приветливым тоном, сдержанностью, простотой в общении. Не дожидалась, когда ребята поздороваются, первой здоровалась и сама находила о чём спросить, о чём поговорить т. к. дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату, даже если не видят там воспитателя. Я обращалась к игровым приёмам. Например, Серёжа, зайдя в группу, сразу направлялся к ребятам или игрушкам. Говорю ему: «Ой, Серёжа, ты что-то потерял». Мальчик останавливается, осматривает себя. «Нет, ничего не потерял»- «Ну, тогда забыл дома или куда-то спрятал» Остальные дети заинтересованно смотрят, подходят ближе. «Я ничего не оставил». Говорю ему: «Ну, тогда это слово спряталось в платочке, который лежит в кармашке. Сейчас я его достану. Смотри- вот оно у меня на ладошке лежит и улыбается». Серёжа, конечно, догадывается, что это слово и весело улыбается. Слово могло спрятаться за щекой, в косичке, за воротничком. Проводила игру «В гостях у Матрёшки». Цель игры- воспитывать у детей приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, произносить приветствие отчетливо, бодро.
В последующие дни, в случае необходимости напоминала, как здоровались с Матрёшкой на занятии. Так я последовательно и настойчиво добивалась, чтобы дети усвоили необходимый навык. В результате у многих ребят выработалась привычка подойти поздороваться, поделиться с воспитателем новостями.
Чтобы научить детей убирать игрушки на место, провела экскурсию по группе. Рассмотрели, где какие игры лежат, какой порядок в уголках. Но и после этого некоторые дети оставили игрушки там, где играли. Однажды после уборки группы, я спрятала вымытые куклы, машины. Пришли ребята на другой день- нет игрушек. Удивляются, спрашивают меня, а я шутливым голосом говорю: «Вы их не обижали? Утром я шла на работу, а они грустные спускались по лесенке, хотели уйти к другим ребятам. Я их попросила остаться и подождать в музыкальном кабинете. Все ребята захотели сходить в музыкальный кабинет и попросить прощение у игрушек.
У многих ребят не была воспитана привычка, смотреть на собеседника во время разговора. Я объясняла детям, почему нужно смотреть на человека, с которым разговариваешь, почему нельзя поворачиваться спиной. С помощью куклы разыграла ситуацию – обращение ребёнка к взрослому. Кукла- ребёнок говорила торопливо, всё время вертелась и ребята не успевали понять конец фразы. Я предлагала детям красиво и правильно говорить, вежливо обращаться с просьбой.
Некоторые дети обращались к товарищу и даже воспитателю, не называли имени того к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в кружок и смотря сразу на троих детей сказала : «Дай мне твой платочек, пожалуйста. Свои платочки мне протянули Дима, Света, Катя. «Дима, удивилась я, зачем ты даёшь мне платочек, я ведь тебя не просила. И тебя, Катя, не просила. Иногда, когда ребёнок обращался ко мне с просьбой, не называя моего имени, я сознательно не отвечала ему. Он повторял несколько раз, тогда я оглядывалась по сторонам и спрашивала: «Стульчик, может с тобой Саша разговаривает? Или с тобой, Зайка?» После этого ребёнок догадывался назвать моё имя. Таким образом, я напомнила детям о правилах вежливости, подчеркнула: «Если обращаться без имени, то не только не понятно кому предназначены твои слова, но и не вежливо. Дети постепенно усвоили, что надо всегда ко всем знакомым обращаться по имени.
Большого труда стоило научить некоторых ребят приходить в детский сад без слёз и капризов. Использовала и убеждение, и пример, и помощь родителей. При помощи Петрушки смешно копировала детей, которые капризничали. Всей группой обсуждали поведение Петрушки. В первую очередь, я попросила сделать это тех ребят, которые неправильно вели себя.
Очень эффективным средством оказался другой способ. Я попросила родителей принести детские фотографии и сделала «Экран настроения»,в котором отражалось настроение ребёнка утром, днём и вечером. Каждому ребёнку хотелось поставить в свой экранчик весёлую «мордашку», чтобы вечером не огорчать маму. Также вместе с детьми мы разыгрывали с помощью кукольного или польчикового театра иронические сценки- сказки: «Капризка», «Девочка- рёвушка». Это помогает детям осознать, что капризы мешают им самим. Если в группе кто-то расплакался, чтобы побыстрее успокоить, я использую шуточные стихи.
В работе с детьми использовала такой игровой приё м: вносила в группу двух кукол, которые спорят между собой. С кем из них дети захотят дружить. Одна кукла была в красивом платье, с большим бантом, другая - растрёпанная и не причёсанная грязнуля. Кукла Грязнуля выбирает себе детей, которые забыли причесаться, умыться, поправить одежду. Если ребёнок отказывался дружить с Грязнулей, то я его приглашала к зеркалу вместе с куклой. Ребёнок видел себя и старался поправить свою причёску, умыться и не быть похожим на куклу. Чтобы умывание доставляло удовольствие, зайдя в умывальную комнату, вместе с детьми произносили закличку:
«Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!»
Так, начиная с внешнего вида, в ребёнке воспитывается потребность в красоте. Для усвоения приёмов умывания, одевания, навыков культуры поведения за столом, я использовала игры-упражнения: «Мы умываемся», «Умой куклу Таню», «Мы едим», «Оденемся на прогулку» и др. Много раз говорила детям: «Если кто-то вошёл в группу, нужно поздороваться и пригласить гостя, предложить стул. Ни одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда я решила упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например, специально пригласила зайти кого-нибудь в группу и вначале напоминала ребятам: «Что нужно сказать?» Показывала, как предложить войти, подать стул. Очень помогли в разработке в выполнении различных правил игрушки - гости. (Мишка, Петрушка. Фея Вежливости). Провела занятие на тему: «Мишка в гостях у детей».
Чтобы дети поняли, почему надо выполнять правила, обращалась к наглядным действиям. Например, помогала ребятам всем вместе войти в двери. Брала несколько человек. Остальные наблюдали и им, конечно, было смешно. Они видели, что таким образом ничего не получается. После этого показывала или просила кого-либо из детей показать, как нужно правильно проходить пропуская друг друга. Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. Вначале не многие догадывались, что нужно поднять предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста. Вы уронили». Или стою в дверях, а ребёнку нужно пройти. Он- в одну сторону, а я, как бы не на роком повернусь туда же. В конце- концов он догадывается попросить : «Пропустите, пожалуйста». Я так же подбирала игры под названием «Уроки вежливости». Проводила игру «Оживление картинки». Для этого рисовала или подбирала картинки с различными ситуациями. На одной картинке, например, нарисован мальчик, разбрасывающий на землю фантики от конфет. На другой- этот же мальчик бросает фантики в урну. Предлагала оживить картинки двум детям. Дети- зрители определяли, что так поступать нельзя. Затем оживляли вторую картинку. Вначале дети односложно характеризовали «ожившие картинки» : плохо, хорошо. Но постепенно они научились объяснять, чем тот или иной поступок им не приятен, пользовались словами: вежливый, внимательный, заботливый и др.
Я считаю, что очень важной задачей является воспитание уважения к окружающим взрослым (родителям, бабушкам, педагогам, няням). Для её решения использовала разные методы. Проводила занятия: «Наши мамы», «Наши хорошие поступки», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Мама- самое дорогое слово на свете». Проводила беседу «Доставляй радость людям добрыми делами». Чтение художественной литературы, например, рассказов В. Осеевой «Просто старушка», Е. Благининой «Вот какая мама», «Печенье». Вместе с ребятами обсуждали поступки героев. Проводила игру с превращениями. Готовили подарки к праздникам родителям. Каждый раз я подчеркивала, что мама (папа) обрадуется. Беседовала с детьми об их родителях, о том, где они работают, что делают, как, наверное, устают на работе. В результате таких бесед, ребята проникались сочувствием, готовы были помочь своим мамам и папам. Очень хорошее качество – умение ценить и уважать труд другого. Я всегда старалась привить его детям. Например, ребята идут на прогулку. На площадке я обращаю внимание на чистые стены, ступеньки. Спрашиваю: «Кто же это всё моет? Легко ли ей всё это мыть? Что можно сделать, чтобы облегчить её труд?»
Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из- за чего начинаются конфликты? Обычно из- за игрушек, нежелания уступать место, принять сверстника в игру. Очень огорчал меня недоброжелательный тон некоторых детей. Практика показала, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая. Мы растим детей не искренними, т. к. в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят (знают, что понесут наказание). А когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты. Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова или примера. Хороший пример- серьёзный помощник в воспитании. Дети по собственной воле подражают человеку, которого любят, уважают, считают справедливым, на которого хотят быть похожим. Для себя я сделала такой вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью. Большое внимание уделяла показу образцов культурного поведения в различных ситуациях. Например, «Как Петрушка и Матрёшка играли». «Как Вова и Витя играли в кубики», ситуация «Волшебные слова» и др. Использовала юмористические стихи. Например, мальчики не поделили игрушку, выясняют отношения. Я читаю стихотворение:
«Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно крылышек лишится».
Забияки слушают мой спокойный, ироничный тон и улыбаются. Для того, чтобы изжить драчливость, на стену вешала рисунок драчуна- мальчик с огромными кулаками, ногами. Дети не хотели походить на такого героя- драчуна. При возникновении конфликтных ситуаций, я также использовала строки из стихотворений: «Жадина», «Девочка - рёвушка» и др. Проводила игру- упражнение «Наши хорошие поступки». Такие приёмы давали возможность своевременно предупреждать конфликты. Закрепить положительное во взаимоотношениях детей. Дети постепенно усваивали правила: «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай», «Играть нужно дружно». Очень важно во время показать или объяснить ребёнку способ правильного поведения. Например, Диме надо пройти в умывальную комнату, а на его пути Гена играет с машинкой. Дима молча толкает Гену, настойчиво пробиваясь вперед. Я останавливаю его и говорю: «А я бы попросила Гену: «Пропустить меня, пожалуйста». Гена подвинулся и я прошла. «Попробуй сделать так же». Объясняла детям, что если немножко подумать, то можно обойтись без конфликтов. Предлагала проверить силу волшебного слова, напоминая, что говорить его надо ласково.
При чтении художественных произведений обращала внимание на отношение автора к грубиянам. После игр, давала оценку действия детей. «Сегодня вы играли дружно, вежливо просили игрушки друг у друга. Хорошо сказала Света: Дай мне, пожалуйста, куклу, Маша. И спасибо не забыла сказать». На следующий год в нашу санаторную группу пришли новые дети, некоторые остались ещё на год. Возраст детей стал в основном старший. Я продолжала работу по воспитанию культуры поведения, опираясь на старших детей. Составила примерный план.
Проводила беседы на этические темы: «Что значит быть добрым?», «Почему ты плачешь, бабушка?», «Как поделить печенье», «Если будешь ссориться, если будешь драться» и др. Правила культуры поведения включала в работу с детьми, руководствуясь конкретными воспитательно- образовательными задачами. Это были культурно- гигиенические правила, правила культуры общения, культуры деятельности. Общие правила нравственности. (см. приложение)Правила, откладываясь в памяти, в повседневной жизни приобретают роль регулятора в поведении детей.
Правила поведения детей в группе, я изобразила схематически. Схему повесили в группе, чтобы она была всегда на виду. Я с детьми своей группы заучиваю стихи наизусть, пользуясь рисунком - подсказкой. Поэтому им легко было определить какое правило изображено на схеме и запомнить его. Выучили стихотворение «Правило настоящего горожанина». Это правило стало для ребят одним из главных. Я проводила со старшими детьми беседы на отдельные темы: «Говорим по телефону». «Идём в гости», «Делаем покупки в магазине», «В поликлинике» и др. В процессе бесед дети давали не точные ответы, в основном однословные и лишь частично соответствующие нормам общения. Некоторые совсем не знали как вести себя в той или иной ситуации. Например. В ситуации «Если тебе позвонил друг…» большинство детей не знали как начать беседу. Некоторые говорили: «Я сейчас к тебе приду», «Я не могу разговаривать, я играю», «Чего тебе надо?». Только некоторые дети начинали беседу со слова «здравствуйте». В ситуации «Ты пришёл в гости», половина ребят поздоровались с хозяевами. Некоторые начинали свой визит с просьбы: «Угости меня чаем». В ситуации «Если бы ты был продавцом…» дети предлагали варианты своего поведения : «Я бы разговаривал с покупателем хорошо, внимательно». «Сейчас, подождите», «Ну что вам ещё надо?». Меньше половины детей обращались к продавцу со словами: «Продайте мне, пожалуйста». На основании таких бесед предо мной встали новые задачи:
• Воспитание основы культуры общения, т. е. доброжелательности по отношению к людям.
• Ознакомление детей с правилами и нормами речевого этикета.
В решении этих задач мне очень помогли книги Н. Е. Богуславской, Н. А. Купиной «Весёлый этикет» и книга Н. Пикулевой «Слово на ладошке».
Я составила примерный тематический план. Занятия проводила в форме сценария. Они носили занимательный, игровой характер. (чтение, беседа, разыгрывание игровых ситуаций)
Чтобы помочь детям услышать себя со стороны и активизировать запас вежливых слов, я проводила упражнение-игру «Волшебник вежливых слов». Она длилась два- три дня. Один из детей назначался «волшебником» и получал четыре волшебные силы- перестал быть волшебником- стал обычным ребёнком. Дети очень огорчались, когда проигрывали волшебные силы. Ещё я с ребятами проводила игру «Добрые слова». На листе бумаги начертила дорожки- у каждого ребёнка своя, она подписана его именем. На дорожке записывала вежливые и добрые слова, которые говорит ребёнок. Дорожки заполняются постепенно. Потом я зачитывала эти слова. Иногда дети сами просили прочитать свои слова и слова других ребят. На прогулке играли в игру «Вежливые прятки». Ведущий считает до десяти, остальные играющие в это время прячутся. Как только водящий громко произносит: «Десять». Каждый из спрятавшихся игроков кричит в ответ какие-нибудь вежливые слова по желанию. Водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать кто из них где находится. Если он не узнает их голоса с первого раза, водящий ещё дважды может прокричать: «Десять». Если водящий всё- таки не узнал, он должен водить второй раз. А если узнал все голоса, водит тот, кого узнали первым.
Очень помогло мне в работе чтение рассказов «Слово, ты откуда?» - это серия рассказов откуда взялись вежливые слова и пожелания. На каждое вежливое слово читали и заучивали стихи. Узнавали какое вежливое слово пропущено в стихотворении. С детьми, которые умели читать, разгадывали кроссворды. На музыкальном занятии разучили музыкальную сказку «Как начиналась вежливая песенка». Эту сказку мы показывали детям из других групп. Разучивали песни: «Что такое здравствуй», «Это не годится, надо извиниться», «Вежливая песенка», «Вежливый вальс», «Будем знакомы». Проводила с детьми тематический праздник «Дарите людям доброту», «Путешествие в страну этикета». Наблюдая за детьми, я ещё раз убеждалась, что задачи, которые я поставила перед собой, не могли быть решены без помощи родителей.
Ещё в самом начале, чтобы лучше понять детей, вновь поступивших в группу, я предложила родителям заполнить анкету «Ваш ребёнок». Провела с родителями собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребёнка». Многие родители считали: дети ещё маленькие, вырастут - поумнеют. Я старалась переубедить их, объясняла, что ребёнка воспитываем до пяти лет, а после пяти - перевоспитываем. Познакомила родителей с задачами и предложила решать их вместе. Рассказывала над чем им надо работать. Проводила консультации «Поведение- показатель вежливости», «Воспитание положительных привычек», «Как знакомить детей с нормами поведения» и др.
На собраниях беседовала о том, как их ребёнок общается со сверстниками? Как ведёт себя в общественных местах. Не было ли случая, когда им становилось стыдно за своего ребёнка?
Проводила практикумы «Как бы вы поступили в данной ситуации». После наших встреч, родители уходили задумавшись.
Результаты проделанной работы меня порадовали. У детей значительно повысился уровень культуры поведения. Ребята стали вежливее и веселее, добрее к окружающему миру. Даже выходя на прогулку, каждый хотел пожелать что-то солнышку, облачку. (Солнышко, я желаю тебе радости. Облачко, я желаю тебе счастья - кричали дети, глядя в небо).
Дети научились анализировать свои поступки и поступки товарищей. Самостоятельно применяли навыки, полученные в детском саду у себя дома. Об этом с гордостью за своих детей говорят родители.
Старшие дети не только приобрели знания норм речевого общения со взрослыми, сверстниками, но и стали использовать эти знания, при чём не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.