Елена Леонидовна Созыкина
Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста в соответствии ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков, а также стремление обучаться труду. Дети учатся трудиться вместе в паре, в коллективе, учатся договариваться и распределять трудовые обязанности. Антон Семёнович Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешному выбору профессии в будущем. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
В соответствии с ФОП - это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
· Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
· воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;
· формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или другими словами знакомство с профессиями.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, были поставлены следующие задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами труда;
- учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
-заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
-активизировать в речи слова, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
Чтобы реализовать поставленные задачи по данной проблеме была начата работа с создания и оформления развивающей предметно-пространственной среды.
Были приобретены дидактические пособия по теме «Профессии»; дидактические и настольные игры; созданы картотеки загадок и пословиц о профессиях. Были оформлены выставки книг и энциклопедий. Были пополнены центры сюжетно-ролевых игр такими атрибутами как: набор инструментов для мастерской, поликлиники, парикмахерской.
Пополнили детскую гардеробную специальной одеждой по некоторым профессиям и пошили модули специальных машин.


Далее была продолжена работа с детьми по ранней профориентации через различные виды деятельности, используя разнообразные формы и методы:
Через совместную деятельность взрослого с детьми:
-через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.)
-через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, Через чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
Через самостоятельную деятельность детей;
Через взаимодействие с семьями воспитанников;
через реализацию проектов.
На мой взгляд самой интересной и увлекательной деятельностью по реализации ранней профориентации это сюжетно-ролевые игры, в ходе которых дети брали на себя роль взрослого и реализовывали свои желания.



Элементарные представления о труде взрослых, дети получили в сюжетно-ролевых играх, в играх-ситуациях: «Парикмахерская», «Кафе», «Автомастерская», «Супермаркет», «Поликлиника», Банк и др.
В играх дети учились входить в игровую ситуацию, общаться в соответствии взятой на себя роли, соблюдая правила этикета (вежливость, уважение к собеседнику, использовать атрибуты и предметы – заместители.
Ещё дети любят играть в дидактические игры в ходе которых у детей развивается логическое мышление, память и закрепляются знания о профессиях.
Далее знакомили ребят с художественной литературой: чтение стихотворений. Знакомили с пословицами и поговорками о профессиях.
Образовательную деятельность осуществляли в форме бесед с детьми о профессиях своих родителей, где дети делились со сверстниками о том, кем работают их родители.
Ходили на экскурсии в прачечную, в медицинский кабинет, на кухню, на почту, в школу, библиотеку.
Благодаря помощи родителей была создана развивающая среда, Некоторые родители отзывались на наши просьбы: приносили атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые находили у себя дома или на работе. Одна мама сшила наряды для кукол костюм врача, военного, пожарного. Другая мама сшила из фетра продукты питания для кафе. Папа сделал банкомат для сюжетно - ролевой игры «Банк». Многие дидактические игры были созданы родителями. Также всем было предложено поучаствовать в создании фотоальбома : «Профессии наших родителей» - сделать фото на рабочем месте», но к сожалению не все родители приняли активное участие.
В родительском уголке размещала информацию в виде консультации: «Профориентация детей в дошкольного возраста».
Работа, которая проводится в детском саду по данной теме имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.