Сирота Инна
Опыт работы «Речевая деятельность старших дошкольников как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем своё поведение и деятельность. Она играет огромную роль в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения.
Публикация «Опыт работы „Речевая деятельность старших дошкольников как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическими и умственными развитиями ребёнка и служит показателем его общего развития.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах и явлениях, овладевают нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится впечатлениями. В процессе развития речи, ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей следующие:
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие речевого творчества;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров;
Формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст позволяет ребёнку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду, осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие) даёт детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. То есть, ребёнок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Мы считаем, необходимо в детской деятельности у дошкольников формировать субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности. Все мы знаем, что ребёнок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности. Поэтому, мы считаем, что важнейшим условием успешной реализации речевого развития детей является деятельностный подход. Мы рассматриваем речь ребёнка как его собственную деятельность, в которой проявляется его субъективная позиция.
Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции? В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности.
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут :
- Интерес к деятельности;
- Избирательное отношение к разным видам деятельности;
- Инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
- Самостоятельность выбора и осуществления деятельности,
- В творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Речевая деятельность дошкольников имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности. И, прежде всего, это мотив, обеспечивающий потребность ребёнка включиться в речевую деятельность. Мотивы у детей старшего возраста самые разнообразные:
Коммуникативный – потребность в речевом общении.
Экспрессивный – желание передать свои эмоции, впечатления, желания.
Познавательно - побудительный – спросить, почему так происходит.
Одним из основных мотивов является информационный – потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями со сверстниками.
В организации образовательных процессов мы стараемся обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями.
Организованный педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребёнка в группе сверстников.
В подготовительной к школе группе особое значение придаём планирующему мотиву речевой деятельности. Приучаем детей в необходимости прогнозировать результаты своей деятельности, планировать её ход. Поэтому нашей задачей является стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности : прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению поручения, побуждаем, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете, о том, что он будет делать.
Таким образом, постепенное накопление мотивов, обеспечивающих принятие ребёнком цели речевой деятельности, способствует усилению субъектной позиции каждого ребёнка.
Ещё одним компонентом речевой деятельности выступает цель.
В нашей группе дети способны самостоятельно поставить цель речевой деятельности и успешно реализовать её. В возрасте шести лет дети могут уже соотнести полученный результат с поставленной целью и оценить успешность своей деятельности. Мы помогаем на этом этапе ребёнку установить связь между целью и результатом, привлекая детей к анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников.
Показателем субъектной позиции ребёнка в речевой деятельности будет самостоятельность и осознанность в постановке цели, её реализации и соотнесении с результатом.
Содержанием речевой деятельности детей могут быть знания, впечатления, эмоции, желания. Мы стараемся наполнить жизнь наших детей в группе яркими, эмоциональными событиями, интересными и значимыми для детей. Для обогащения познавательного, литературного, деятельностного опыта, в нашей группе создана развивающая речевая среда. Разнообразные виды театров, подбор познавательной литературы (книги, энциклопедии, альбомы, иллюстрации, картины, дидактические игры, центр Науки и экспериментирования, центр сюжетно – ролевых игр. Где дети проявляют свою субъектную позицию в речевом общении. Мы считаем, чем больше информации получит ребёнок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и с взрослыми, тем активнее станет его речь.
До введения ограничительных мер в связи с пандемией, использовали очень эффективный приём — объединение детей разных возрастов (продлёнка, где дети старшего возраста проявляли субъектную позицию, вовлекая средних дошкольников в пространство группы, беседы, рассказывали об игрушках, о книгах в нашей группе, организовывали посещения детей другой группы (с целью поздравления, защиты проектной деятельности). Эффективные проявления субъектной позиции видно в дидактических играх т. к. Лото, Димино, Бродилки (где ребёнок выступает как субъект, организовывает сверстников для игры, проговаривает правила и начинают игру). Проводим праздники – поздравления (в которых ребята могут поздравить своего сверстника, театрализованные представления (разыгрывание сказок, сценок, выставки творческих работ (в которых ребята могут высказать своё мнение, о творческих работах других детей, о наиболее понравившейся, сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Школа» и т. д. (так же проявляется субъектная позицию, организовывают игру, договариваются о роли, обсуждают действия, ведут диалог). Обязательно проводим подвижные игры.
Ещё в нашей деятельности используем творческие задания, различные поручения, которые развивают самостоятельную инициативу в общении с взрослыми. Используем неоднократные поздравления работников детского сада с праздниками, по собственной инициативе оказывают помощь младшему воспитателю, выполняют поручения воспитателя на территории и помещении детского сада. В общении с взрослыми у детей проявляется субъективное желание поделиться с взрослыми своими впечатлениями, рассказать о том, что видели по дороге в детский сад, о проведённых выходных, о том, что случилось дома.
Специфика речевой деятельности заключается в том, что дети организовывают деятельность как бы "извне", строят и развивают сюжет, управляя игрушками и озвучивая их, договариваются об общем замысле игры.
Мы считаем, накопление содержания речевой деятельности детей происходит за счёт расширения круга его представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми, развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.
Показателем субъектной позиции детей в речевой деятельности является самостоятельный выбор содержания речи – это может быть рассказ, сказка, загадка, речевые высказывания, беседы, просьбы и т. д. а также насколько это содержание оригинально.
Поэтому, еще одна задача, которую ставим перед собой: развивать умение ребёнка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности. Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребёнком цель отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение». Например: «Мой грустный день», «Придумайте смешную историю», «Сочините рассказ о своём весёлом друге».
В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребёнок подбирает необходимые ему средства речевой деятельности. Результатом речевой деятельности выступают высказывания, в определённой речевой форме.
Наши дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картине, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя, по замыслу и т. д). Упражняются в сочинении творческих и описательных рассказов из своей жизни таких как «Моя семья», «Станица в которой я живу», «Моя добрая бабушка» придумывают окончания рассказов, по серии сюжетных картин, сочиняют сказки и т. д.
Хочется отметить в работе тесную взаимосвязь с родителями. Необходимые консультации, рекомендации родители получают через индивидуальные беседы, печатные консультации, интернет ресурсы WhatsApp, индивидуальные звонки.
Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности является способность детей объективно оценить результат своей речевой деятельности и готовность работать над его совершенствованием.
Я считаю, опыт нашей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.
В подготовительной группе работу над речевой деятельностью планируем продолжать по следующим критериям.
1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
2. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
3. Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор.
4. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
5. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
6. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
7. Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
8. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.