Баймашкина Н. И.
Опыт работы «Приобщение детей к природе. Взаимодействие ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию бережного отношения детей к природе мы проводим на занятиях, во время прогулок на участке, а так же экскурсий в лес, парк. Используем разнообразные формы работы : экологические, беседы, утренники, праздники, игры, наблюдения. В ходе экологических бесед у дошкольников формируются убеждение в необходимости и возможности оказание помощи природе, сохранения её красоты и богатств, воспитывается любовь к ней. Беседу, обычно проводим после конкретного доброго дела детей (например, совместной работы по подкормке птиц, расчистки участка сорняков, ухода за растениями на клумбе).
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей к природе, Взаимодействие ДОУ с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание и воспитание красотой немыслимыми без чувства восхищение природой. Цветы, травы, насекомые всё привлекает детей. Задача воспитателя – направить взгляд ребенка на красоту, помочь увидеть её, услышать, понять, почувствовать. Восхищение красотой природы делает человека лучше. Что бы мы делали, если вдруг природа исчезла и мы оказались запертыми в каменных джунглях городов?
Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им в раннем детстве испытать восторг, восхищаться природой. Из этого складывается любовь к жизни и духовное здоровье.
В экологическом воспитании и воспитании красотой нам помогают наблюдения за природой и общение с ней, уход за её объектами, игры, творчества, музыка.
Всё это в комплексе дает хорошие результаты. Нам следует помнить: у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изо деятельности, слова. Так он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью с собой.
Работу по приобщению детей к природе мы своей группе проводим по технологии С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Согласно датой технологии, мы чаще всего используем метод наблюдений. Взаимодействие детей с природой организуем с ближайшего окружения.
Показываем детям разнообразие сезонных природных явлений, помогаем понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. В процессе наблюдений даем детям сведения о растениях, животных, явлениях неживой природы; побуждаем к установлению причинно-следственных связей в природе.
Важным методом экологического воспитания так же считаем слово. Этот метод мы связываем с чтением книги «Экология в картинках» (автор. В. Танасийчук) и другой познавательной и художественной литературы.
Это углубляет знания детей, способствует развитию связной речи, поддерживает интерес к наблюдениям за природой и трудом людей, формирует бережное отношение к природе, желание охранять её. Так из рассказа Г. Скребицного. Юные поселенцы дети узнают, как люди создают парки и скверы в городах.
В конце каждого сезона проводим обобщающую беседу, рисование на темы, связанные с природой и трудом людей в данное время года. Как обычно, дети отражают в рисунках красоту природы и выражают своё отношение к труду людей по охране зеленых насаждений.
Мы учим детей замечать красоту природы в разные времена года, радоваться ей и обретать ее. чтобы активировать восприятие и вызвать положительные эмоции, мы детям даем такие задания: подметить и рассказать, что изменилось на участке за выходные дни, найти самое красивое дерево, кустарник, явление природы и рассказать о нем.
Наблюдая за осенним деревом, обращаем внимание не только на различную окраску листьев, но и на красивое сочетание осенней листвы. Чтобы глубже воспринять и пережить красоту природы мы используем стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето», С. Есенина «Береза», И. Токмаковой «Дуб», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и т. д. ; рассматриваем картины великих художников. Поднятию эмоционального тонуса при восприятии красоты природы содействует дидактические игры с красивыми осенними листьями и цветами. «С какой ветки детки?», «Соберем осенний букет», «Цветы и бабочки», и т. д. Эстетическое восприятие природы вызывает добрые чувства и побуждает детей бережно и заботливо относится к живым существам. Зимой наши дети охотно заботятся о птицах, с участием родителей, которые изготавливают деревянные кормушки. Дети же сами изготавливают кормушки из подручного и бросового материала (коробки из- под конфет, молока).вместе с детьми и родителями с осени заготавливаем семена и плоды деревьев, ягоды для подкормки. Рассказываем детям о том, что птицы продолжают свою полезную работу и зимой (снегирь, синица уничтожают вредителей). Весной привлекаем родителей к изготовлению скворечников.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас, взрослых и родителей. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. С этой целью проводим с родителями беседы, консультации. Мы советуем им :
а) приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (ведь не редко родители позволяют рвать цветы на общественных газонах и клумбах.).
б)учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам и животным. При необходимости оказывать им помощь.
в) систематически объяснять детям взаимодействие природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
г) воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде, электроэнергии, воздуху.
В беседах с родителями объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, падают снежинки ит. д.
Даем советы и рекомендации по организации выходного дня ребенка на природе.
И так природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. В связи с этим хочется вспомнить слова В. Белинского «Животное родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком и ослом, и чем угодно». Поэтому, именно от нас, взрослых зависит, какими будут наши дети.