Кофанова Мария Игоревна
Приобщение детей к культурным традициям и ценностям русского народа. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Приобщение детей к культурным традициям и ценностям русского народа»
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы.
Публикация «Приобщение детей к культурным традициям и ценностям русского народа, Опыт работы» размещена в разделах
О важности приобщения дошкольников к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. В наше время материальные блага и прагматические ценности стали намного важней ценностей духовных и нравственных. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности и черствости у подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. А ведь наше будущее во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Этим обоснован мой выбор направления работы с детьми.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям народа.
Так как в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Становится особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своей малой Родине.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в ежедневной трудовой и духовной жизни народа.
Патриотическое воспитание дошкольников – процесс интегрированный, объединяющий эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности. Так как в детские годы формируются основные качества человека, особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.
Слово «традиция» (от лат. Traditio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.
Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Уровень представления дошкольников о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для воспитания и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-пространственная развивающая среда в группе.
Цель моей работы :
• воспитание у дошкольников любви к малой Родине, уважения к культурным ценностям и традициям народа; формирование патриотических чувств и развитие духовно-нравственной личности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в группе;
• формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
• формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
• воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
Свою работу по патриотическому воспитанию дошкольников, я начала с создания предметно-пространственной развивающей среды в группе. Предметно-пространственная развивающая среда, по моему мнению, должна быть структурирована с учетом интересов и потребностей ребенка, и должна предоставляет возможность дошкольнику продвигаться в своем развитии. Её обогащение способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации. В нашей группе и детском саду, предметно-пространственная среда по гражданско-патриотическому воспитанию, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, о культуре и традициях нашего народа, состоит из следующих зон:
• библиотеки (включает в себя литературу по патриотическому воспитанию дошкольников, подборку иллюстраций и сюжетных картинок с изображениями родного края, национальных костюмов, предметов обихода);
• уголка творчества и рукоделия (где хранится все необходимые материалы (бумага, краски, кисти, баночки, лоскутки тканей, нитки, пряжа, ленточки и т. д.) для работы и творчества детей);
• уголка музыкальных народных инструментов (ложки, трещетки, рогремушки, колокольчики, дудочки);
• территория детского сада (где проводятся экскурсии и инсценировки праздников и обрядов русского народа);
• выставки предметов народного творчества (росписная посуда, игрушки, вышивка, кружево и т. д.);
• музея предметов старины «Русская изба» (где проходят экскурсии и праздники для воспитанников, где рассказывают об истории и укладе жизни русского народа, наглядное представление быта и убранства русской избы).
В работе с детьми мной используется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов. В непосредственной образовательной деятельности изучаются произведения устного народного творчества, различные техники декоративно-прикладного искусства, а также символика родного города и края.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в моей работе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родного города, дошкольники могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо.
Не менее важным аспектом моей работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дети знакомятся с разнообразными способами плетения, рассматривают и лепят глиняную посуду и предметы обихода, украшают их росписью. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с удовольствием рисуют родную природу, расписывают деревянную посуду, знакомятся с различными видами художественной росписи. При воспитании патриотических чувств мне важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Я уделяю особое внимание наблюдению за окружающей действительностью. Во время прогулок, я учу детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так нами решаются задачи не только познавательные, но и нравственные.
Дети моей группы принимают активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и другое. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталась с воспитанием любви к родному городу и краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству. Реализуя поставленные задачи, мной было замечено, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку (махотка, горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и украшению этих предметов: лепили и мастерили игрушки, посуду из соленого теста, изготавливали бусы, расписывали ложки. По результатам творчества, мной организовываются выставки детских работ.
В нашем детском саду совместно с руководством был организован музей предметов старины «Русская изба». Где были собраны прялка, рушники, крынки и т. д. ; предметы народных ремесел : вышитые картины, куклы, предметы лозоплетения и т. д.
Мы на личном опыте убедились, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, проводимые в этой зоне. Со своими детками, я организую и провожу такие праздники и развлечения, как «Масленица», «Рождество», день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и другие.
Объединение в совместной деятельности доставляет детям радость.
Вывод:
В дошкольном возрасте огромное значение имеет воспитание чувств. Самые яркие воспоминания детства всегда связаны с чувственным опытом. Поэтому очень важно вызвать у детей чувство восхищения Родным краем, которые они бы пронесли через всю жизнь. И это лучшее что мы можем сделать в детском саду по патриотическому воспитанию. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что нам это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.
Используемая литература:
В своей работе я использую основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. При разработке занятий по нравственно-патриотическому воспитанию, я обращаюсь к следующим авторам:
• Князева О. А., Маханеева М. Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры.» -СПб., 1999.
• Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Изд. «Детство – ПРЕСС» 2008г.
• Косарева В. Н. «Народная культура и традиции» изд. «Учитель» 2012 г.
Для творческих занятиях по изодеятельности я использую методики и рекомендации:
• И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;
• А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;
Занятия по фольклору и развитию речи проводятся с использованием таких авторов как:
• Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
• Живая вода. / Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В. П. - М. : Дет. лит., 1986.
• Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.