Бобоева Рисолат Козихужаевна
Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных представлений об истории человечества»
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной группе детского сада работу по ознакомление детей с историей человечества мы начали в соответствии с основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» разработанной на основе ФГОС ДО. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Основной нашей задачей по этой теме было: 1. формирование элементарных представлений об истории зарождение человечества. 2. Формирование элементарных представлений о месте человека в природном и социальном мире.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование элементарных представлений об истории человечества“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Знания о начальных этапах истории человека необходимы и полезны для расширения культурного кругозора ребенка, для понимания истоков происхождения человечества, интеллектуального и личностного развития.
Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего. Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека (детей) любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания дети к концу дошкольного возраста должны иметь достаточный запас представлений об истории человечества. Обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее, своих ценностных ориентаций. В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель. При работе с дошкольниками важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.
В формировании всесторонне развитой, общественно активной личности важнейшая роль принадлежит образовательным учреждениям. Именно они осуществляют (образовательные учреждении) передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций- воспитание нового человека. Во время образовательно-воспитательного процесса выявилось что дети слабо ориентированы о том, кто такие первобытные люди, как они жили, чем занимались, как общались.
Знакомство с историей человечество мы в своей группе начали с рассматривание энциклопедии и беседа по ним, рассматривание иллюстраций, книги, картинки. Во время совместной деятельности проводили беседы, дидактические игры, собирали разрезные картинки, восстанавливали странички истории о зарождении человечества, их быте, моделировали одежду, строили жилища.
Например: Просмотрели отрывков из видеофильма «Прогулки с пещерным человеком»– это история эволюции человечества. История рассказана невероятно наглядно и красочно – режиссером использовано максимальное количество спецэффектов. Просмотрели много презентаций по этой теме. Мною было подобрано презентация со слайдами: Слайд «Первобытная природа», слайд «Первобытный человек», слайд «Орудия труда», слайд «Жилище древнего человека», слайд «Наскальные рисунки», слайд «Человеческое стадо», слайд «Одежда древних людей» и др.
Пещера древнего человека (конструктивная деятельность)
Когда я предлагала детям готовит макет пещеры, дети с радостью и удовольствием взялись за дело и мы все дружно стали строит свою пещеру. Разминали пластилин, приносили с прогулки маленькие камушки. Облепили коробку пластилином, пещеру делали из пластиковой бутылки с вырезанным входом и также облепливали её пластилином. Затем, обкладывали камушками и делали костер. Когда макет быль готов дети предлагали, лепит древних людей, динозавров и других животных того времени.
Хижина древних людей. Следующий этап нашей продуктивной деятельности (стал) это постройка хижины из бросового материала и пластилина, который предлагали уже сами дети. Также собирали на прогулке палочки, ветки и в свободное время приготовили хижину. Было очень приятно смотреть как некоторые дети утром приходя из дома подходили к макету и продолжали, строит макет хижины. Также готовили очаг (костер, древних животных.
Игра «Дорисуй и раскрась хижины». Раздала раскраску хижины. Дети дорисовали и раскрашивали хижины древних людей.
Играя с детьми в эти игры, мы создаем условия для развития интереса к истории человечества, развиваем любознательности детей, воспитываем у детей чувство социальной значимости человека в мире, формируем у детей понимания того, что человек – творец (может многое создать, изобрести).
В игре-лото «Труд древних людей» вокруг карты с изображением древнего человека дети разложили маленькие карточки. на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, яйца птиц). Дети выбирали нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. Во время выполнения задания они рассказывали о том, что нарисовано на картинках.
Игра «Современное и первобытное питание». (Все подходят к столу с картинками).
Воспитатель: Выберите те картинки, на которых нарисовано то, чем мы с вами питаемся. А теперь посмотрите, чем питались древние люди. (змеи, улитки, корешки, семена, плоды деревьев и др.) Змей сворачивали колечком и жарили на углях, питались насекомыми, корнями растений, плодами, ягодами деревьев и яйцами птиц.
Игра «Сложи цепочку»
- А сейчас поиграем в игру, в ходе которой вы еще раз вспомните о том, как со временем менялось жилище человек. (Раздаются карточки с изображением видов жилищ, необходимо сложить их по мере возникновения, (пещера, хижина, шалаш….)
В Д/И «Закончи предложение»- составили предложений с противительным союзом а. Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Закончи предложение». Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается с союзом а. Закончив предложение, вы повторяете его целиком. Например: Мы живем дома, а древние люди жили…. Мы надеваем платья, рубашки, а древние люди….
Игра «Кому, что надо для работы» (с мячом)
(Во время игры бросала детям мяч и называла вид деятельности человека (вязание, охота, приготовление пищи, стирка, шитье, уборка, рыболовство и т. д, ребенок, который лов ил мяч называл необходимые предметы (спицы, пряжа)
Для того, чтобы выявить знания детей по данному направлению работы, провели викторину «Я знаю кто ты первый человек».
Вопросы по этому направлению работы :
1. Кто занимается раскопками? 2. Наука, изучающая прошлое человечество? 3. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории? 4. Предмет, выставленный в музее? 5. Наука, изучающая прошлое человечества? 6. Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них? 7. Что давала древнейшим людям охота? 8. Как древнейшие люди использовали огонь? 9. Какую роль играли животные в жизни людей? 10. Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных людей, чем собирательство? 11. Почему охота могла быть только коллективной 12. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло человеку выжить? 13. В чём состояли трудности охоты на мамонтов? 14. Важны ли знания о первобытных людях для нас?
Я хочу сказать, что мы еще многое не успели, поэтому на будущее я буду развивать эту тему, составлю перспективный план в соответствии возрастом детей.
Литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования, соответствующая требования ФГОС ДО, «От рождения до школы»., Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2019г.
2. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М. ТЦ Сфера. 2004.
3. Большая энциклопедия знаний. Москва «Эксмо» 2011.
4. Новая энциклопедия для любознательных. Москва «Росмэн» 2008.
5. Интернет-ресурсы.