Диана Квотченко
Опыт работы «Формирование инициативности и самостоятельности детей посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование инициативности и самостоятельности детей посредством проектной деятельности»
Такой вид деятельности, как проект, в нашем детском саду используется давно и активно, например педагогами Никишиной Зинаидой Николаевной, Багдасарян Светланой Васильевной и другими. Но в музыкальном воспитании детей опыт проектной деятельности пока не большой. Моим первым опытом по применению этого вида деятельности стал проект «Очень любим мы играть, казачьи песни распевать». Целью проекта я для себя определила мотивацию детей к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения, полученные в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности кружка по воспитанию любви к родному краю посредством обучения детей казачьему народному пению «Пташечки».
Публикация «Опыт работы „Формирование инициативности и самостоятельности детей посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
Дети уже шесть месяцев занимались в кружке «Пташечки» и приобрели некоторые знания о культуре Кубани и определенный фольклорный опыт. Следующим шагом по освоению особенностей фольклора и было участие в проектной деятельности. Дети, посмотрев видеофрагменты различных концертов детских фольклорных коллективов, пришли к решению о подготовке и проведении подобного праздника-концерта. В ходе беседы были выбраны песни и игры, из уже изученных, которые могут быть использованы в концерте вне зависимости от сезона проведения (к тому времени дети уже имели элементарные представления о календарном фольклоре). На следующих встречах кружка «Пташечки», повторив все выбранные произведения, было решено некоторые из них доработать, добавив народные музыкальные инструменты и элементы народной хореографии, так как были выбраны и те песни, которые разучивались одними из первых и были не достаточно зрелищны, по мнению некоторых участников группы. Вот тут воспитанники стали проявлять инициативу, высказывать свое мнение и предлагать компромиссы. На следующих встречах кружка мы начали формировать сценарий, то есть последовательность номеров нашего концерта-праздника. В этом деле нам помог обычный лист ватмана, фломастеры и распечатки картинок, выбранных детьми символами того или иного номера.
В качестве репетиции, чтобы посмотреть, как их варианты сценария оживают, мы провели несколько вечерок для групп младшего и среднего возрастов. В ходе подобных репетиций, дети предложили добавить еще несколько номеров: песен и танцев. Так же было принято решение задействовать всех детей группы старшего возраста № 7, воспитанниками которой являлись участники кружка. И в этот раз инициатива детей была поддержана, но я предложила им самим подготовить своих друзей, научить их кубанской пляске и выучить вместе пару песен. Таким образом, мы провели несколько занятий, на которых роль педагога взяли на себя участники кружка «Пташечки». Так как казачью пляску они знали хорошо, то я лишь включала музыку и изредка подсказывала, на что обратить внимание и какое движение желательно повторить отдельно. Песни мы разучивали вместе, так как некоторые слова, которые участникам кружка я объясняла ранее при разучивании, они забывали объяснять своим друзьям. Позволив детям проявить свои лидерские качества, я предложила добавить в самое начало сценария большой хоровод, в котором будут участвовать все дети группы №7, его мы разучивали под моим руководством. После подключения к подготовке нашего праздника всей группы, участники кружка «Пташечки» еще раз пересмотрели план-плакат сценария, учитывая опыт уже проведенных вечерок. Было решено, что неудобно после активных игр петь песни, и что все стихи в самом начале праздника долго и не интересно слушать и многое другое, с чем они столкнулись в процессе проектной деятельности.
Концерт-праздник прошел весело и шумно, как настоящая вечерка. Дети чувствовали себя свободно, поддерживали друг друга и с гордостью рассказывали родителям, какую часть праздника готовили именно они, а какую их друзья.