Оксана Ефимушкина
Терренкуры как средство познания естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие умения и знания дать ему завтра в дорогу?»
Наблюдения педагогов за детьми дошкольного возраста говорят о том, что современный городской ребёнок ограничен в полноценных контактах с окружающей природой. Его больше занимают современные гаджеты, чем чудеса, которые происходят в мире животных и растений. Причины интеллектуальной пассивности современных детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений и интересов, в отсутствии опыта успешного экспериментирования.
Публикация «Терренкуры как средство познания естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Терренкур в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поэтому одна из важнейших задач современного образования - развитие познавательной активности ребёнка, формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нем, т. е. естественнонаучных представлений - одного из компонентов функциональной грамотности – способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Педагогами нашего детского сада была выдвинута задача – создать такое образовательное пространство, которое будет способствовать возникновению и реализации детских познавательных и исследовательских инициатив, новых впечатлений и знаний. Главными критериями в этом случае являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Нужно отметить, что работа по формированию естественнонаучных представлений в детском саду №31 «Сказка» носит системный, комплексный и интегрированный характер. Представляет собой непрерывный процесс, нацеленный на сохранение целостного детского мировосприятия, приобщение дошкольников к научному миру посредством включения в ритм природы.
Однако, знакомство детей с физическими свойствами окружающего мира не будет полноценным, если ограничиваться рамками образовательного процесса, происходящего только в стенах детского сада. Поэтому одной из форм работы по развитию и оздоровлению дошкольников являются образовательные терренкуры.
Терренкуры располагаются на участках для прогулок каждой из групп. Содержание деятельности в терренкуре организовывается в зависимости от времени года, что позволяет решать определенные задачи : развивать умственные способности и наблюдательность у детей, воспитывать эстетическое восприятие природы, удовлетворять естественную биологическую потребность ребёнка в движении.
Дети постепенно начинают понимать и усваивают, что развитие, состояние и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от того как относится к ним человек. Поэтому одной из задач, решаемой педагогическим коллективом, является задача формирования у дошкольников основ экологической грамотности — бережного отношения к природе, экологически грамотного поведения. Экологическая грамотность является начальной ступенью формирования экологической культуры личности. Когда с детских пор осознаётся собственная роль в устранении экологических проблем.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Образовательный терренкур является одним из таких средств.
Мы предлагаем такие варианты терренкуров :
Метеостанция. Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.
В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.
Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями.
Мы используем как традиционное оборудование (термометр, барометр, компас, так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (ветряной рукав, дождемер, флюгер, песочные и солнечные часы, ловец облаков). Дети работают с календарем природы и осваивают элементарные топографические навыки.
Вблизи метеостанции находится «Лесная опушка, где дети узнают о растительном мире нашего региона. Здесь растут такие деревья как: сосны, березы, рябина, карагач. Дети сравнивают хвойные деревья с лиственными, наблюдают, как меняется флора и фауна в разные сезоны года. Рядом находится малинник – ребята с удовольствием едят сладкую полезную ягоду, и огород, на котором дети своими руками выращивают урожай овощей.
«Альпийская горка». Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям, обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.
«Птичья столовая», где дети учатся заботиться о зимующих птицах.
Полигон «Земелюшка». В этой лаборатории дети со взрослыми наблюдают за перегноем различных продуктов жизнедеятельности человека. Знакомятся с профессией гарболог. Все данные заносятся в таблицу педагогом или зарисовываются в блокнотах ребятами. На основании полученных знаний делаются выводы, что быстро перегнившие продукты, можно использовать как удобрение для растений. Земля с перегноем используется как подкормка для посаженых деревьев на территории детского сада.
Последним был создан «Цветок познания», с помощью которого дети знакомятся с объектами неживой природы: камнями (гравий, керамзит, морские, песком, глиной, древесными опилками, почвой; в опытно-экспериментальной деятельности изучают их строение, свойства, результат взаимодействия).
Разнообразное, умелое использование терренкуров позволяет предоставить максимум возможностей для игр и занятий детей на лоне природы. Организованная таким образом среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Образовательные терренкуры обеспечивают интеграцию всех образовательных областей.
Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных естественнонаучных представлений.
А наша задача научить детей знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой, нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения – это и есть основа экологической грамотности дошкольников.