Папки-передвижки

Терренкуры как средство познания естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников

Оксана Ефимушкина
Терренкуры как средство познания естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие умения и знания дать ему завтра в дорогу?»

Наблюдения педагогов за детьми дошкольного возраста говорят о том, что современный городской ребёнок ограничен в полноценных контактах с окружающей природой. Его больше занимают современные гаджеты, чем чудеса, которые происходят в мире животных и растений. Причины интеллектуальной пассивности современных детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений и интересов, в отсутствии опыта успешного экспериментирования.

Публикация «Терренкуры как средство познания естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников» размещена в разделах

Поэтому одна из важнейших задач современного образования - развитие познавательной активности ребёнка, формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нем, т. е. естественнонаучных представлений - одного из компонентов функциональной грамотности – способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Педагогами нашего детского сада была выдвинута задача – создать такое образовательное пространство, которое будет способствовать возникновению и реализации детских познавательных и исследовательских инициатив, новых впечатлений и знаний. Главными критериями в этом случае являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Нужно отметить, что работа по формированию естественнонаучных представлений в детском саду №31 «Сказка» носит системный, комплексный и интегрированный характер. Представляет собой непрерывный процесс, нацеленный на сохранение целостного детского мировосприятия, приобщение дошкольников к научному миру посредством включения в ритм природы.

Однако, знакомство детей с физическими свойствами окружающего мира не будет полноценным, если ограничиваться рамками образовательного процесса, происходящего только в стенах детского сада. Поэтому одной из форм работы по развитию и оздоровлению дошкольников являются образовательные терренкуры.

Терренкуры располагаются на участках для прогулок каждой из групп. Содержание деятельности в терренкуре организовывается в зависимости от времени года, что позволяет решать определенные задачи : развивать умственные способности и наблюдательность у детей, воспитывать эстетическое восприятие природы, удовлетворять естественную биологическую потребность ребёнка в движении.

Дети постепенно начинают понимать и усваивают, что развитие, состояние и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от того как относится к ним человек. Поэтому одной из задач, решаемой педагогическим коллективом, является задача формирования у дошкольников основ экологической грамотности — бережного отношения к природе, экологически грамотного поведения. Экологическая грамотность является начальной ступенью формирования экологической культуры личности. Когда с детских пор осознаётся собственная роль в устранении экологических проблем.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Образовательный терренкур является одним из таких средств.

Мы предлагаем такие варианты терренкуров :

Метеостанция. Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.

В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.

Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями.

Мы используем как традиционное оборудование (термометр, барометр, компас, так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (ветряной рукав, дождемер, флюгер, песочные и солнечные часы, ловец облаков). Дети работают с календарем природы и осваивают элементарные топографические навыки.

Вблизи метеостанции находится «Лесная опушка, где дети узнают о растительном мире нашего региона. Здесь растут такие деревья как: сосны, березы, рябина, карагач. Дети сравнивают хвойные деревья с лиственными, наблюдают, как меняется флора и фауна в разные сезоны года. Рядом находится малинник – ребята с удовольствием едят сладкую полезную ягоду, и огород, на котором дети своими руками выращивают урожай овощей.

«Альпийская горка». Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям, обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.

«Птичья столовая», где дети учатся заботиться о зимующих птицах.

Полигон «Земелюшка». В этой лаборатории дети со взрослыми наблюдают за перегноем различных продуктов жизнедеятельности человека. Знакомятся с профессией гарболог. Все данные заносятся в таблицу педагогом или зарисовываются в блокнотах ребятами. На основании полученных знаний делаются выводы, что быстро перегнившие продукты, можно использовать как удобрение для растений. Земля с перегноем используется как подкормка для посаженых деревьев на территории детского сада.

Последним был создан «Цветок познания», с помощью которого дети знакомятся с объектами неживой природы: камнями (гравий, керамзит, морские, песком, глиной, древесными опилками, почвой; в опытно-экспериментальной деятельности изучают их строение, свойства, результат взаимодействия).

Разнообразное, умелое использование терренкуров позволяет предоставить максимум возможностей для игр и занятий детей на лоне природы. Организованная таким образом среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Образовательные терренкуры обеспечивают интеграцию всех образовательных областей.

Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных естественнонаучных представлений.

А наша задача научить детей знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой, нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения – это и есть основа экологической грамотности дошкольников.

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Терренкуры как средство познания естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 23:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Терренкуры как средство познания естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ефимушкина (УИ 1482183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД