Лариса Сединкина
Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка сопровождает человека всю жизнь, непосредственно воздействует на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Музыка помогает в создании благоприятной психологической атмосферы, даёт возможность создать радостное настроение у детей, утешить в момент отрицательных эмоций, повысить активность, привлечь внимание или переключить с одного вида деятельности на другой. Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.
Темочки:
Цель моей работы: формировать музыкальную культуру у детей, развивать их музыкальные и творческие способности посредством нетрадиционных приёмов
Для реализации данной цели я определила следующие задачи:
1. Организация условий для музыкальной деятельности детей.
2. Способствовать развитию у детей исполнительских умений и творчества во время игры на детских музыкальных инструментах, пения, выполнения музыкально-ритмических движений.
3. Содействовать развитию восприятия и понимания произведений словесного и музыкального искусства.
4. Работа в тесном контакте с родителями и педагогами, оказание им помощи.
Свою работу строила по блокам.
1. Повышение своего профессионального уровня.
2. Систематизация информации и материалов.
3. Организация предметно – пространственной развивающей музыкальной среды в зале и группах.
4. Организация совместной музыкальной деятельности с детьми.
5. Работа с семьёй.
6. Взаимодействие с педагогами.
Задачи музыкального воспитания осуществляю посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности
В разделе «Слушание музыки» - использую компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребёнка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
В разделе «Пение» - певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.
В разделе «Музыкально - ритмические упражнения» - процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.
В разделе «Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.
Использование ИКТ позволяет ярко и понятно донести до детей информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера.
Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Алгоритм применения технологии в практической деятельности выглядит так:
Этапы:
1й этап: установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием);
2й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;
3й этап: определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка?»);
4й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка?»)
5й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»);
Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.
6й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.
Использование на занятиях технологии формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребё нка и взрослого и включает следующие этапы:
1-й этап: подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ»)
2-й этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы : показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).
3-й этап: творческое самовыражение.
(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).
Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, без оценочного музыкального процесса.
Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.
Вывод: Использование современных образовательных технологий, несомненно, даёт положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причём не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.
Педагоги больше стали уделять внимания самостоятельной музыкальной деятельности детей;
В лице родителей я приобрела единомышленников в вопросах организации музыкальной деятельности детей.