Ольга Глазунова
Из опыта работы «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством дидактических игр»
«Развитие связной речи у старших дошкольников по-средством дидактических игр».
Глазунова Ольга Александровна
г. Мелеуз Республика Башкортостан
«Родное слово является основой
Всякого умственного развития
И сокровищницей всех знаний»
К. Д. Ушинский
Публикация «Из опыта работы „Развитие связной речи у старших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активно-го словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книж-ной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Важной формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой под-группы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенно-стей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить получен-ные знания. Поэтому сформировала свою тему так: «Развитие связной речи у старших дошкольников, посредствам дидактических игр».
Для себя определила основную цель: формирование навыков построения связных диалогических и монологических высказываний. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Усвоение норм построения связного развернутого высказывания.
2. Формирование лексико-грамматического оформления связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов, тесно связанных с формированием устного речевого общения.
На начальном этапе свою работу начала с совместном рассказывании, плани-ровала такой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
Например: Я начинаю рассказ «Выпал первый снег…», а дети продолжают.
В процессе обучения планированию высказываний показывала сюжетные картинки, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила-была кошка. Однажды она. А навстречу ей»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например: «Что пропустили?» расположена серия картинок, одна закрыта. Детям дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название.
Далее при формировании связной речи я давала свой образец рассказа – это короткое живое описание предмета или изложение, какого – либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала игры «Магазин игрушек», «Расскажи, какой?», «Угадай кто?»
Например: игра «Реклама», одному из участников завязывают глаза, он дол-жен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его. В качестве наглядной опоры предлагала детям «План – схему» с целью усложнения игры стала использовать загадки – описания. Так, сначала дети отгадывали загадки, а затем составляют загадки описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.
Далее продолжается работа по развитию умения составлять рассказ по кар-тине. Постепенно дети приучаются составлять рассказы без опоры на план схему. Здесь я пользуюсь словесными играми. Например: «Подберем краси-вые слова»
После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились понимать и оперировать план - схемами, знать композицию повествования и описания, переходим к следующему этапу работы – творческому виду рассказывания – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, описание – загадки.
Особая роль в развитии связной речи отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В игру «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. Благодаря систематическому использованию игры – драматизации у детей стал богаче словарь, дети меньше допускают грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений.
На развитие связной речи ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. В речевом уголке в достаточном количестве игровой,
наглядный и дидактический материал: рассказы Чарушина, Сутеева, При-швина, картинки для составления рассказов (Нищевой, кукольный, и настольные театры - для разыгрывания небольших сюжетов, альбомы по раз-витию речи. Материал пополняется, обновляется, вызывая живой интерес детей.
Опыт работы дошкольного воспитания, показывает, что наиболее эффектив-ных результатов можно достичь только при условии совместной работы пе-дагогов и родителей. Для оказания методической помощи педагогам были предложены консультации. Для работы с родителями были разработаны кон-сультации, памятки. В индивидуальной беседе старалась тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Родителям на дом давала дидактические игры, для закрепления связной речи у детей. Так же советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, играть в словесные игры.
В результате совместной работы связная речь воспитанников стала грамма-тически правильная, расширился их словарный запас, дети свободно пользовались структурой сюжетного повествования. Речь стала логична и последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственному жанру средствами выразительностями и знаниями об особенностях сюжета, безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.
Для меня важно, что моя работа не прошла даром, что моим советом вос-пользовались, а самое главное – виден результат работы, который отражается в диагностике.
При работе над этой темой, остается важная проблема: контроль родителей над связными высказываниями детей дома.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мнемосхемы
Мы делили апельсин
Дидактические игры
Для детей от 3 до 4 лет
"Разные вопросы"
Цель: усвоение грамматических основ русского языка.
Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:
Где растут листья? (На ветке).
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.
"Чудесная коробка"
Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений.
Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша. "Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?". Достаём предметы по одному, кратко описывая. "Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье".
После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из коробки. "Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое и вишнёвое".
После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.
"Угадай-ка"
Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.
Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка. "Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама - кошка, а папа - кот". Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.
После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.
"К нам пришло письмо"
Цель: развитие связной речи, воображения.
Напишите Вашему малышу письмо от имени его любимого сказочного героя или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите ребенку.
Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания. "Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть". Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трёх, обговорить, как с ними можно играть.
После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.
"Путаница"
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет. голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака. мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две. курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама жеребёнка.
Для детей от 4 до 5 лет
"Один и несколько"
Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.
Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).
Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: "У меня есть груша, а у тебя есть груша?". Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: "У меня яблоко, а у тебя яблоки".
Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.
"Хвальбишки-хвастунишки"
Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.
"Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов. "
Взрослый: "У меня один апельсин".
Ребёнок: "А у меня много апельсинов".
Взрослый: "У меня только одно яблоко".
Ребёнок: "А у меня много яблок".
Взрослый: "У меня одна машинка".
Ребёнок: "А у меня много машинок".
Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.
"Где стоит матрёшка?"
Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.
На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: "Где стоит матрёшка?". Ответ напрашивается сам: "На столе". Теперь задаём вопрос иначе: "Около чего стоит матрёшка?", "Рядом с чем стоит матрёшка?", "Перед чем стоит матрёшка?", "За каким предметом стоит матрёшка?", "Что напротив чего стоит матрёшка?" и т. д.
"Фантазёры"
Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.
Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: "Если на улице лужи, то. (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т. д)", "Если выпал снег, то. (можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки, "Если съесть много мороженого, то. "
Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.
"Загадай загадку"
Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.
Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.
Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).
Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).
Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).
Для детей от 5 до 6 лет
"Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"(кресло, сиденье, окно)
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
"Кто кого обгонит?"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек и машина… (Машина обгонит человека).
"Незнайкины ошибки"
Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке испра-вить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
"Мама потерялась"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет (жеребёнка).
Свинья ищет (поросёнка).
Собака ищет (щенка).
Кошка ищет (котёнка).
Коза ищет (козлёнка).
Овца ищет (ягнёнка).
Лисица ищет (лисёнка).
Зайчиха ищет (зайчонка).
Волчица ищет (волчонка).
Ежиха ищет (ежонка).
Медведица ищет (медвежонка).
Белка ищет (бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
"Федорино горе"
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.
Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных (вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых (сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломанных (кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных (блюдец,
Убежавших от букашек
Много дней немытых (чашек,
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших (стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде (тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых (ложек).
"День рождения Мишутки"
Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.
Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости. Пример:
Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
Рыба … - Мишутка ждёт…
Морковь … - Мишутка ждёт…
Грибы … - Мишутка ждёт…
Зерно … - Мишутка ждёт…
Трава … - Мишутка ждёт…
Для детей от 6 до 7 лет
"Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
"Два приятеля"
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый).
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Два брата"
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - су-харница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
"Найди картинку"
Цель: развитие анализа и синтеза.
Цель: развитие анализа и синтеза.
Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:
аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ