МААМ-картинки

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Елена Михайловна Пастухова
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста

Филиал МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального округа Липецкой области

Сообщение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила: старший воспитатель

Пастухова Е. М.

2024г.

Публикация «Использование технологии „синквейн“ в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из эффективных и интересных методов, позволяющих активировать познавательную деятельность детей и способствующих развитию речи, является работа над получением нерифмованного стихотворения, синквейна. Считается, что данная технология не требует специальных условий для использования и для её реализации, в отличие от составления рассказа, требуется меньше времени, но синквейн имеет более строгие условия по форме изложения. Синквейн – французское слово, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была создана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Она ссылалась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – это японское трёхстишие, танка – пятистишие. В них слова минимальны, однако каждое из них несёт в себе большую информационную и эмоциональную нагрузку.

Традиционный (классический) синквейн как один из жанров поэзии основан на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем синквейн использовали с дидактическими целями, то есть как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей детей дошкольного возраста. Он используется во многих странах мира, в России – с конца 1990-х годов. Детей дошкольного возраста уже можно учить создавать синквейны в игровой форме. Инновационность такой технологии состоит в том, что организуются условия для развития личности, которая способна критически мыслить, а именно исключать лишнее и выделять главные признаки, обобщать единым словом, классифицировать. Синквейн используется как один из методов развития образной речи, который позволяет довольно быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что:

– открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

– обогащается и актуализируется словарь;

синквейн является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;

– оказывается комплексное воздействие (развиваются речь, память, внимание, мышление);

– это игровой приём;

– составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Правила составления синквейна. В первой строке – тема, то есть заголовок дидактического синквейна. Чаще всего это явление либо предмет. Принято считать, что это одно слово, но в некоторых случаях бывают небольшие словосочетания. По части речи это существительное или местоимение, отвечает на вопросы кто? что?

Во второй строке располагается уже два слова, описывающие свойства и признаки данного предмета либо явления. Обычно это прилагательные или причастия, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – три слова, описывающие действия, относящиеся к этому явлению либо объекту. Считается, что это глаголы, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?

В четвертой строке содержится фраза либо предложение из нескольких слов. Она показывает отношение к теме. Наиболее традиционным вариантом считается, когда предложение состоит именно из четырёх слов. Однако с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение такого правила не обязательно. В данной строке предложение может состоять как из трёх слов, так и из пяти.

Пятая строка последняя. Указывается одно слово – существительное. Оно отражает чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне. Вместо одного может быть также два слова. Позволяется применять и другие части речи.

Как правило, синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Разрешается давать данную работу на дом для совместной деятельности ребёнка с родителями, например, нарисовать предмет и составить синквейн. Задания для детей на создание синквейна могут быть разными :

– придумывание к одному слову-предмету по лексической теме;

– составление короткого рассказа на основе дидактического синквейна с использованием слов и фраз, которые входят в состав данного синквейна;

– корректирование уже готового синквейна;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, получен синквейн без соответствующей темы – без первой строки, и нужно на основе существующих её определить).

Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее у него могут получаться синквейны. Кажущаяся простота формы скрывает в себе сильнейший многосторонний инструмент для рефлексии, так как оценивать инфор мацию, излагать свои мысли, чувства, представления в нескольких словах порой непросто даже взрослым. Это сложная и плодотворная работа. Пример синквейна :

– Медведь. – Коричневый, белый.

– Охотится, рычит, спит.

– Большой опасный хищник.

– Зверь. Очень важно научить детей не только правильно и связно говорить, но и мыслить. Использование синквейна позволяет решить сразу несколько достаточно важных задач:

– обеспечивает непроизвольное запоминание необходимого материала;

– приводит к усвоению знаний о частях речи и предложении;

– активизирует словарный запас;

– совершенствует навык использования в речи синонимов; – активизирует мыслительную деятельность;

– совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

– стимулирует развитие творческого потенциала детей.

Ознакомившись с технологией «синквейн» для речевого развития, мы применили её на практике детском саду с детьми 5–6 лет. Занятие называлось «Времена года. Весна» и было направлено на закрепление и уточнение имеющихся знаний о весне, на обогащение словарного запаса и развитие связной речи детей. Главной целью являлось развитие связной речи учащихся составлением синквейнов с помощью схем-моделей. Применялись словесный, практический, игровой, наглядный методы.

В начале занятия перед детьми стояла задача – отгадать загадки. Дети с удовольствием отгадывали несложные загадки по данной теме. Ответы состояли из слов – разных времён года. Предлагалось назвать отгадки одним словом, затем выбрать какое-нибудь время года и рассказать о нём по схеме. После этого давалась на прослушивание аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Весна». По ней детям задавались вопросы.

Следующий этап занятия состоял из игры с мячом «Без чего не бывает весны». Передавая мяч по цепочке, дети называли приметы весны, начиная свой ответ словами: «Весны не бывает без…» Дети проявили активное участие. После игры им предложили попробовать составить самостоятельные рассказы о весне с опорой на схему и различные картинки.

Целесообразность использования дидактического синквейна объясняется тем, что данная технология довольно эффективна, открывает новые возможности взаимодействия с ребёнком и гармонично вписывается в работу по развитию речи. Считается, что синквейн имеет характер комплексного воздействия, так как он развивает не только речь, но и высшие психические функции ребёнка. Помимо этого, он является неиссякаемым источником для творчества детей.

Литература:

1. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для вузов / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с. 2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н. Душка // Логопед. – 2005. – № 5.

3. Юрчук Е. Н. Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога с дошкольниками / Е. Н. Юрчук // 1 сентября. – 30.03.2017. 4. Лелюх С. В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, 2003.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 14:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Михайловна Пастухова (УИ 363666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД