Нина Сенькив
Использование авторских дидактических пособий для развития речедвигательных функций детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В литературе имеются многочисленные сведения о том, что при речевых нарушениях ручная моторика детей часто оказывается несовершенной. В исследованиях отмечается, что состояние моторики ребенка является косвенным объективным показателем зрелости различных разделов центральной нервной системы. Многие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов. М. М. Кольцова обращала внимание на то, что под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев совершенствуется формирование речевых областей мозга, поэтому рекомендовала стимулировать речевое развитие детей, путем тренировки движений пальцев.
Публикация «Использование авторских дидактических пособий для развития речедвигательных функций детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Осуществляя коррекционно-развивающую работу с детьми с детьми с нарушениями речи, нами прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности их речи и развитием ручной моторики. Для развития речедвигательных функций у детей с общим недоразвитием речи (ОНР, прежде всего, у детей с ОНР третьего уровня, нами подбираются и изготавливаются авторские дидактические пособия. В предлагаемой вниманию специалистов и родителей статье я хотела бы представить два из них: дидактическое пособие «Прокати шарик по дорожке» и «Достань картинку по заданию».
Игра «Прокати шарик по дорожке» предназначена для дифференциации звуков [с]-[з], [с']-[з']. При дизартрии у ребёнка неустойчивое внимание или оно вовсе отсутствует, поэтому для лучшей концентрации мы подключаем к разговору руки ребёнка. Моя технология помогает ребенку сразу сосредоточиться, заинтересовывает его, т. к. для ребенка это игра. Игра – это основной вид деятельности дошкольника. Игра «Прокати шарик по дорожке» представляет собой деревянный щит, внутри него проходит желобок, по которому ребенок катит шарик. Вдоль желобка расположены картинки в контурном изображении, с которыми ведется работа. Ребенок, перекатывая двумя пальчиками шарик, по ходу движения называет картинку со звуками [с]- [з] и [с’]- [з’], встречающимися ему на пути. По контуру он должен дать названия изображениям – это развивает не только речь ребенка, но и зрительное внимание.
Игра «Достань картинку по заданию» представлена в виде деревянного щита, внутри него имеются углубления различной геометрической формы, в которые вставляются деревянные фигуры с изображенными на них предметами. Названия предметов содержат звуки [c]- [ш]. Речевая инструкция : «Внимательно рассмотри и назови все картинки, затем найди и достань все картинки на звук [с], сосчитай, сколько их. Назови геометрические фигуры, на которых изображены картинки».
Работа с картинками на звук [ш] проводится аналогично.
Использование этих пособий, как показал наш практический опыт, стимулирует развитие речедвигательных функций детей и вызывают у них большой интерес.