Васина Н Н
Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности
Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду - доме радости насыщена разными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра - особый вид деятельности ребёнка которая возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе.
Темочки:
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ежедневно в всех возрастных группах «Дома радости» дети играют в 7 видов игр : сюжетно - ролевую, строительную, театральную, дидактическую, подвижную, музыкальную, игру - забаву. В игре дети обучаются. Замечу, что игра - вид деятельности которому тоже нужному учить детей. Так же учить как умыванию, правильному приёму пищи, организации рабочего места, разным занятиям и пр. Сначала воспитатель – актёр. Он так заинтересовывает ребёнка, что он говорит «Научи меня, я тоже так хочу». Потом идёт непосредственно обучение игре. Затем общая игра, где каждый ребёнок знает правила игры, какие материалы, инструменты необходимы для неё. На данном этапе дети играют самостоятельно и с удовольствием.
Когда воспитанник овладевает игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность - творческую форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости.
Мастерство воспитателя что он главный творец и организатор этой игры. Главная задача педагога - овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребёнка.
Замечу, что игра в нашей программе как река, берег одной стороны которой – забава, берег другой стороны реки нравственный урок. Если будет только забава без нравственного урока, или наоборот только нравственная составляющая, то это не игра. Еще раз подчеркну, что игра, которую задумал педагог для воспитания ребёнка, обязательно устремлена к нравственному уроку, ибо оторвавшись от урока, она становиться пустой забавой, способной на короткий срок занять, но не образовать ребёнка. При этом игра должна оставаться игрой, иначе, превратившись в урок, она становиться бездушной не интересной для детей, повторением того что показывают старшие. Воспитатель должен провести ребёнка между обеими этими крайностями.
Педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребёнком представлений о героях на которых он хотел бы быть похожим, о людях разных профессий и отношений между ними, литературных героях и их взаимоотношениях, спортсменах, игроках интеллектуальных игр.
Одна и та же игра усложняется год от года. Так, например, игра «Детский сад».Эта игра имеет огромное значение для разностороннего развития личности ребёнка. Сначала малыш учиться быть «сотрудниками «- нянями, которые заботятся о том, чтобы «дети хорошо поспали», потом их увлекает другой сюжет - чтобы «дети вкусно и приятно поели», потом - чтобы «дети интересно погуляли на участке детского сада. Количество кукол определяет объем работы «сотрудников»(если длина кукол соответствует размеру одного напольного кирпичика, то их может быть не менее 8_ 10, если длина требует конструирования кровати из двух кирпичей - 7- 8 кукол, если размер ещё больше, то 5- 6). Далее воспитанники познакомятся с профессией повара. У них появиться желание играть в этого умелого человека, который заботиться о детях,пока их мамы и папы работают. А затем дети узнают профессию прачки, её общественное значение,и обязательно появятся желающие создать её образ в совместной игре. Начиная со второго полугодия они оказываются способными к совместной игре, в которой распределяют между собой роли и понимают что действие каждого ведёт к общему результату заботиться о детях в детском саду».Объединение сохраняется в течение месяца что позволяет каждому ребёнку пройти в своей роли от уровня узнавания до уровня творчества.
Организуя игру педагог продумывает средства игры : роль, атрибуты, игровое пространство. Его материалы. Рост личности ребёнка требует, чтобы материал его игры позволял предъявлять его деятельности задачи постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно разрешаемые. А для этого он должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, могущим быть по желанию усложняемым и упрощаемым.
Для воспитателя как организатора и творца детской игры каждый из её видов - это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности.
Прежде всего, интерес изучения личности ребёнка представляют выбор и исполнения им роли как обозначения специфики поведения в каждом виде игры. Есть дети, которые всегда стремятся взять роль организатора игры, они легко справляются с ней и не хотят уступать свои лидерские позиции. Бывает, что вступают в конфликт с другими детьми, отстаивая своё желание, отказываются что-либо делать другое, выражая тем самым протест. Есть дети, которые всегда выполняют одну и ту же роль. Они не берут другую роль, потому что бояться не справиться. Есть дети, которые ничего не хотят. Наша задача вовремя среагировать, подбодрить неуверенных детей, заинтересовать тех, кто ничего не хочет…
Творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приходил к результату - оценке и самооценке созданного образа. Тогда понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать его ставить все более и более отдалённые и устойчивые цели своей деятельности и тем самым, незаметно для ребёнка, перейдёт в форму саморазвития. Личность ребёнка будет расти как в постановке себе более устойчивых и отдалённых целей, так и в привычке подчинять свой каприз хотя и незримой, но все усложняющейся дисциплине.