Наталья Аничкина
Консультация для воспитателей «Как определить математические способности у детей раннего возраста?»
▼ Скачать
Сообщение для воспитателей
«Как определить математические способности
у детей раннего возраста?»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, на основании которого осуществляется деятельность дошкольных образовательных организаций, в качестве задач определены следующие : создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как определить математические способности у детей раннего возраста?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
В настоящее время понятие «способности» является одним из наиболее широко употребляемых понятий в области образования.
С одной стороны, к способностям относят любые возможности ребёнка. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как «уровень интеллектуального развития», «уровень развития творческого мышления» и пр., теряя свое собственное содержание, в связи с чем встаёт вопрос о необходимости определения самого понятия «способности».
Понятие «способности» связано с понятием «одаренность». Универсальными показателями развития одарённости, значимыми на ранних этапах развития, являются умственная активность и её саморегуляция.
Тесно взаимосвязаны между собой способности и умения.
(текст на слайде)
На основании данного определения понятия «математические способности детей раннего возраста» я считаю, что диагностика по выявлению сенсорных и математических способностей детей может включать в себя следующие составляющие:
Вспомним программные задачи:
• формировать умение различать понятия «много-мало», «много – один»;
• учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
• учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
• образовывать группы однородных предметов;
• выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).
Сам процесс определения способностей : (диагностики)
Задание № 1
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель. Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие).
Инструкция.
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценка.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2
Дидактическая игра «Занимательная коробочка»
Цель. Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик).
Пособия.
1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
2. Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать «домик», в котором они живут, только заходят в разные «двери» (показ воспитателя).
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель. Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше, различать понятия «один – много».
Пособия: пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция
1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: «Много колечек».
2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: «Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна».
3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Считаю, что диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком. Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду.
Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении, его результаты составят индивидуальный маршрут развития ребенка, который невозможно получить ни при каком наборе тестов.