Ольга Троеглазова
О профилактике психологического выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Образование длиною в жизнь или
Профилактика профессионального выгорания педагогов
О. В. Троеглазова,
Гурьевский район, Кемеровская обл.
Век живи – век учись
Народная мудрость.
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Анализ исследовательских данных в России показывает,
что на каждый дополнительный год обучения после 25лет
смертность снижается в среднем на 8%.
По материалам Интернета
Публикация «О профилактике психологического выгорания педагогов» размещена в разделах
Жизненный путь человека не имеет линейного характера. В течение жизни вторгаются события, которые ставят перед каждым новые цели и задачи. Такая критическая ситуация неизбежно возникает перед тем, кто поставлен перед фактом прекращения профессиональной деятельности в связи с достижением определённого возраста. Критичность этой ситуации связана с переходом человека в новое для него состояние «безработицы», к которой он совершенно не готов. К тому же плоды мудрости, высокой душевной и духовной культуры, квинтэссенция жизненного опыта сопряжены с физической усталостью и не востребованы обществом. Помощь в преодолении подобных состояний людям третьего возраста является одним из оснований для создания программы дополнительного образования для взрослых «Образование длиною в жизнь», которая планируется к изданию и реализации в МБУ «ИМЦ в системе ДПО (ПК) ГМР»
Роль образования в жизни человека давно определена учёными как условие активного долголетия. Особенно в «наше время стареющего общества, когда в России сохраняются негативные демографические тенденции. Главная среди них – абсолютное сокращение численности жителей страны. Этот процесс сопровождается радикальными изменениями в возрастной структуре населения – оно быстро стареет. За последние 60 лет
___
1. Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=25431
доля в населении детей уменьшилась почти вдвое, а доля пожилых и старых людей (в возрасте после 60 лет, напротив, возросла почти втрое»1. И, при этом, отношение к старости в обществе сводится к осуждающему обсуждению отягощения бюджета за счёт выплат пенсий всё возрастающему
числу пенсионеров. В этой ситуации для полного осуществления всех возможностей старости и долголетия в целом «необходимо развертывание и переосмысление, утверждение глубинного бытийного и философского значения старости, выводящего человека (не только человека преклонного возраста) за пределы его непосредственного прагматического существования. Видимо, это и обеспечивало повышение адаптивной способности поколений, потому что в каждом из последующих поколений и генетически, и социокультурно накапливался этот смыслоутверждающий потенциал, побуждающий бережно относиться к старым людям, воспитывавший почтенное отношение к старости как содержательному этапу жизни1».
Жалкая роль многих современных пожилых людей определена не тем, что правительство не обеспечивает их достойной пенсией, медицинским обслуживанием. Обеспечить этим также невозможно, как и наполнить бочку Данаид. 2 Жалкая роль определена тем, что они спровоцированы «ценностями» новоевропейских цивилизаций и поддались на эту провокацию. В этих провокационных ценностях главное – чувственные удовольствия, избыток физических сил, успех, богатство. Этот набор ориентиров и для молодого человека опасен и разрушителен, а для пожилого человека в духовном плане он даже гибелен. Настоящий человек пожилого возраста сопротивляется этой провокации, помня о подлинной ценности равновесия и спокойствия. Он не требует невозможного от медицины. Он не требует большой пенсии от государства. Он озабочен не тем, чтобы получить («причитающееся», «заработанное», а тем, чтобы отдать, чтобы быть, по возможности нужным. Возраст пенсионера – это возраст мудрости. Специфика желаний настоящего мудреца в этом возрасте именно в том, чтобы отдавать свой опыт, а не брать. Стремление создать условия для
___
1. Шааб К. С. Журнал Аналитика культурологии Выпуск № 18 / 2010
2. Данаиды — в древнегреческой мифологии 50 дочерей царя Даная, 49 из которых убили своих мужей в первую брачную ночь. Гипермнестра единственная сохранила жизнь своему мужу Линкею. Данаиды за своё преступление были осуждены в Аиде наполнять водой бездонную бочку; отсюда выражения «работа Данаид» - бесплодная, нескончаемая работа и «Данаидова бочка».
сохранения истинных ценностей педагогов постпрофессионального возраста, привития иммунитета к псевдоценностям, насаждаемым западом, стало ещё одним основанием для создания данной программы.
Разработка планируемой программы основывается на исполнении ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в котором Ст. 75 Дополнительное образование детей и взрослых гласит:
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
2. удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
3. …Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
4. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Следующим основанием для создания дополнительной социальной программы «Образование длиною в жизнь» стал тот факт, что профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Педагоги, которые и в процессе трудовой деятельности испытывают состояние эмоционального истощения, оставив работу, оказываются в ещё большем стрессовом состоянии, так как после трудовых будней в окружении большого числа учеников, коллег, родителей, в новый для них период наступает вакуум общения. Можно сказать, что будущего учи/теля в вузе не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих компетенций, знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии, для предотвращения профессионального эмоционального выгорания. Тем более, что в культуре нет и целенаправленного постпрофессионального образования, способствующего активному долголетию педагогов, составляющих ценную часть общества, хранящих и передающих моральные ценности, даже находясь на пенсии. И тем важнее непрерывное социальное образование, которое будет способствовать успешности раскрытия этого социального ресурса. Чему и должна способствовать данная программа, ведь, по утверждению многих учёных социологов, наиболее распространенным средством профилактики эмоционального выгорания является непрерывное образование, самообразование педагога, повышение его квалификации и компетентности. И средство это можно с полным правом отнести не только к педагогу, к любому члену нашего общества, переходящему в постпрофессиональный период жизни.
Обществу необходимо переосмысление роли пожилых людей как одной из составляющих ценностей человеческого капитала:
1. Практическая ценность ресурсов пожилого возраста (экономическая, политическая)
2. Идеологическая (метафизическая, общетеоретическая) ценность (моральный и духовный капитал)
Практическая ценность выражается в структуре занятости, в общественной жизни, в растущей доле потребления людьми пожилого возраста (развитие, как отдельных индивидов, так и целых обществ, невозможно без развития потребностей). Потребности людей пенсионного возраста заключаются не только в лечении, они и голосуют, и работают, и путешествуют, много времени отдают своему сокровенному увлечению, на которое не хватало времени, все чаще они получают новое образование.
Потребность — это нужда или чувство недостатка в чем-либо, которая проявляется в виде стремления, желания или влечения. Разрабатываемая нами программа дополнительного образования для взрослых «Образование длиною в жизнь» призвана развить у слушателей чувство недостатка духовных ценностей, как более важной части в составе потребностей человека.
Ведь даже западные социологи, психологи подтверждают, что высшими ценностями и потребностями Человека являются именно духовные ценности, а не те, что обеспечивают выживание или жизнь тела в комфорте. Примером тому всем известная пирамида потребностей Абрахама Маслоу. (Рис. 1)
Рис. 1.
Подготовка человека к постпрофессиональному периоду, когда меняются, а порой, не определены потребности жизни, требует научно обоснованных программ. Перенос подобных программ, используемых за рубежом, на отечественную почву не эффективен, так как не учитывает особенности российского менталитета.
Менталитет – это психологические свойства народа, набор этических, моральных, ценностных, психических шаблонов и стереотипов, которыми этнос руководствуется в повседневной жизни. То, что славяне отличаются своим менталитетом от англосаксов, всем известно, но никто однозначно не ответил на вопрос, в чем это отличие состоит. Вот лишь некоторые ментальные отличия среднестатистического русского от такого же европейца:
• Для них закон выше справедливости, для нас справедливость выше закона, а выше справедливости – любовь всепрощающая.
• Для западного человека интересы личности выше интересов государства, для нас интересы государства выше интересов личности
• Западный человек более рационален, мы более иррациональны. Мы спонтанны и непредсказуемы, они организованы и последовательны.
• Для запада слово «богатство» однозначно связано с деньгами, недвижимостью, для славян, кроме того, есть понятие «богатство души»
• Для них «за всё надо платить», для нас – «делай добро и бросай его в воду»
• Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение. А западный менталитет близок к мужской: натиск, целеустремлённость, расчётливость, логика…
• Для русского менталитета характерна сентиментальность, искренность, сочувствие, сопереживание, в Европе не принято рассказывать малознакомому человеку о семейных проблемах и выслушивать подобные откровения, для европейского в чести сдержанность, скрытность.
• Мы более самокритичны и имеем заниженную самооценку, они более самодостаточны и самоактуализированы.
• Нам более свойственно учиться у других, им свойственно учить других
• И так далее…
Поэтому чуть ли не любой западный опыт приходится переосмысливать и корректировать согласно нашей ментальности, нашему восприятию.
Вопрос формирования ценностей также заложен в основание создания программы «Образование длиною в жизнь или Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов».
Ориентируясь на потребности низшего или первого порядка, о которых говорится у А. Маслоу, очень легко попасть в потребительскую каббалу и застрять на одной ступени развития. Восхождение на вершину превращается либо в резкий вертикальный взлет, либо в блуждания по горизонтальной плоскости. Исчезает мотивация. Возникает застой. А достигнутая цель больше не приносит радости.
Идеологическая, духовная ценность пожилых людей выражается в сохранении глубинного бытийного и символического значения старости, выводящего человека за пределы его непосредственного прагматического существования
Утешением в старости, – пишет Цицерон, – служит авторитет, приобретённый с годами. Но авторитет – всего лишь внешнее выражение внутреннего достоинства и цельности личности, посвятившей свою жизнь служению высшим идеалам.
Старость – последний акт драмы человеческой жизни, в которой «удовлетворенность жизнью делает своевременным приход смерти»1
Согласно теории К. Г. Юнга, образы мудрого старика и мудрой старухи заложены в архетипе человека. Экзистенциальный смысл старости
___
1. Шааб К. С. Журнал Аналитика культурологии Выпуск № 18 / 2010
заключается в том, что она осуществляет внутреннюю связь, обеспечивает внутреннюю сопричастность не только и не столько между поколениями,
живущим и уже ушедшим из жизни, сколько между поколениями, одновременно живущими; она раскрывает мудрость жизненного пути человека как основания непрерывности человеческой истории.
Старость как осуществившееся состояние внутренней зрелости человека обретает высшую ценность в отличие от других возрастов жизни, проходя через которые человек устремляется именно к ней, быть может, и, не осознавая ясно и явно самого движения. Старость это «время отстоявшегося созерцания, сладостных воспоминаний, высшей духовной зрелости.»1 Пожилые люди укрепляют добрые начала в человеке, способствуют сохранению человечности в современном жестоком мире.
Активная часть пожилых людей увлекается искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия, общается с природой, домашними животными, ухаживает за комнатными цветами, садом и огородом. Отмечено, что у пожилых людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивного состояния. Пожилые люди, которые часто ходят в театр, консерваторию, посещают музеи и выставочные залы, психически намного устойчивее и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к искусству. Эти интересы, входя в структуру личности, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с кризисом и не подвержена динамике в зависимости от статуса, круга общения и других возрастных факторов. Такое поведение становится стилем жизни, который придаёт устойчивость всему процессу в этом возрастном периоде.
Самостоятельное творчество независимо от его уровня так же, как и любое другое увлечение (хобби, становится таким же смыслообразующим мотивом, который, возглавляя иерархию мотивов личности, помогает придать смысл другим стремлениям и потребностям пожилого человека.
Старость – это творческий возраст, даже более творческий, чем юность и зрелость, но творчество пожилого человека развёртывается в особом
___
1. Воробьев Юрий Лукьянович, Попов Александр Александрович Журнал Вестник Самарского государственного университета Выпуск № 1 / 2007 Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-zhizn-pozhilyh-lyudey-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve-sotsiologicheskiy-aspekt#ixzz4TLBadDjc
состоянии, особой статусности, а потому подчас бывает не заметно так, как творчество юности. Творчество пожилых людей не акцентировано на оригинальности, оно акцентировано на смыслах.
Пожилой – не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, её систематизатор.
Наиболее эффективной реализации духовной жизни, раскрытию духовных сил, интересов, потребностей и обогащению духовной культуры способствует включённость пожилых в клубную или общественную деятельность. Во многом это объясняется приобретением нового социального статуса и общением.
Выступление перед другими повышает значимость человека для окружающих. Возможно такое проявление в клубном пространстве. Под клубной деятельностью подразумевается процесс взаимодействия равных, культурный, информационный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует развитию личности и противоборствует процессам её угасания в этом периоде жизни.
Осуществление подобного общения, направленного на духовное развитие участников, невозможно без определённых психологических механизмов; доброжелательности, сопереживания, сочувствия, соучастия, переживания, эмпатии. Сущностная особенность такого общения заключается в том, что основной единицей межличностных отношений является чувство, оно отражает то, что один человек значит для другого. Сопереживание, сочувствие, способность к контакту с другими позволяют войти в зону чужого духовного пространства и мироощущения, разомкнуть границы собственных духовных представлений, вступить в диалогические отношения. Расширяя коммуникативные границы, человек способен более глубоко анализировать свои поступки и действия. Общение в данном случае выступает одновременно целью и средством, способом реализации и развития духовной жизни личности.
Реализация программы «Образование длиною в жизнь или Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов» возможна именно в клубном пространстве, но при этом она не перестаёт быть образовательной, так как формирует адекватные данному возрасту духовные ценности. И образование, в таком случае, становится социальным.
Актуальность социального образования обусловлена, прежде всего, и неразвитыми социальными умениями современного пожилого человека. В активно развивающемся техническом мире, не успевая за стремительно меняющимися в руках молодёжи гаджетами, пожилой человек не всегда способен конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог с окружающим миром. Часто ему трудно определить свою личностную позицию в социуме. «В ситуации искаженного социального контракта между поколениями в тот момент, когда иллюзия вечной молодости рушится и старость вступает в свои права, возникает риск социальной депривации1: как внешнего отчуждения, так и внутреннего конфликта для старого человека, неприятие им своего нового социального образа, чувство «ненужности», беспомощности, одиночество, страх смерти»2. Всё это порождает неадекватные защитные реакции у человека.
Носителями добра в обществе, по мнению окружающих, являются преимущественно старые люди. А так как, опять же, по мнению окружающих, проявление добра в обществе стало встречаться всё реже, тем важнее становится переосмысление роли пожилых людей как одной из составляющих ценностей человеческого капитала, в частности, ценности носителей добра и доброты.
Способствовать переосмыслению роли пожилых людей и должна будущая программа «Образование длиною в жизнь или Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов». Приглашаем к сотрудничеству.