Светлана Заноздрина
Семинар-практикум для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара : повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
Задачи:
формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;
совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;
расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения различать и понимать их;
Ход семинара.
1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Создание психологического комфорта в группах детского сада“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Упражнение «Разогревки - самооценки»
цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
• если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
• если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
• если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
• если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
• если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
• если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
• если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
• если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
• если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
• если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
• если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
• если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
• если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Вопросы к педагогам :
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
Психологический настрой : «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада».
Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
2. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.
Не для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.
Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?
Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка :
• появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
• переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
• проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоционально неустойчивостью поведения, выходящих из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей : «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».
Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т. к. большую часть времени дети находятся в детском саду.
Эмоционально – комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость.
Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
Давайте сейчас поработаем с эмоциями, и помогут нам в этом упражнения, которые я предлагаю сейчас выполнить
Упражнение «Ассоциации».
Педагог – психолог : Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).
1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
2 злость (ярость, бешенство, негодование)
3 страх (боязнь, испуг, ужас, паника)
4 удивление (изумление, интерес)
5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)
6 спокойствие (умиротворение)
- Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.
Упражнение «Интонация».
Педагог – психолог : Знаете ли вы, что произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
С пренебрежением
С улыбкой
С недовольством
С интересом (Удивлением)
Со злостью
С сарказмом
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.
Упражнение «Произнесите текст».
Педагог – психолог : Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).
«Как здорово, сто все мы тут сегодня собрались.»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
Упражнение «Взгляд».
Педагог – психолог : Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?
Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
• с укоризной,
• с настойчивым запретом,
• с безмерным удивлением,
• с гневом,
• с ожиданием дальнейших действий.
Обсуждается значение взгляда в технике общения.
Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию.
Ребенок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Именно от нас педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, которое во многом зависит от создания психологического комфорта в группах, а создать благоприятную комфортную обстановку может только тот педагог, который очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. А также огромная роль при этом еще принадлежит и личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.
Сейчас мы с вами поработаем над своим личностным потенциалом. И первое, что я хочу вам предложить это комплекс упражнений улучшающий психологическое состояние за три минуты.
Комплекс упражнений: “Как улучшить самочувствие за три минуты”.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.
4. Покиньте помещение, выйдите на улицу.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперёд и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего поднимайте голову.
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).
7. Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.
8. Выпятите грудь колесом.
9. Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового “нажима”.
10. Чаще смотрите в зеркало и говорите себе “Я тебя люблю!”
Упражнение «Свидание»
Психолог. Следующее упражнение «Свидание» также будет проводиться в группах. Каждая группа получит конверты с набором отдельных предложений, которые нужно расположить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получилось содержательное повествование. Затем один представитель из группы представляет результат.
Карточки с предложениями:
- Его сердце екнуло.
- Было уже поздно.
- Где залаял пес.
- Месяц - словно большой апельсин.
- Поезд тронулся.
- Имеет ли что-то смысл в этой жизни?
- Он взял ее за руку.
- Послышался скрежет железа.
- Он посмотрел на нее.
- Раздался выстрел.
- Он понял, что только она могла сделать его счастливым.
- Ее глаза были закрыты.
- Эта встреча - последняя.
- Легкий ветерок доносил взволнованный шепот.
Психолог. Каждая группа создала свой рассказ, опираясь на полученную информацию. А чей же рассказ правильный? Люди привыкли действовать стереотипно, оглядываясь на созданные кем-то каноны.
Здесь нет правильного или неправильного ответа. У каждого получился свой рассказ, и каждый может объяснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнения других, ведь они имеют право на существование.
1. Задание командам.
-Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Задание команде 1.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
Задание команде 2.
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
Ручной кактус – «Дикая орхидея».
2. Задание командам. Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).
1. «Свойства – антисвойства». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.
2. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Синей команде система ЛЕС, красной команде РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).
3. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
4. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Итак, главным критерием психологического пространства является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, а на игровую деятельность, учебную, на творчество.
Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников. Педагог работающий над развитием своего личностного потенциала способен создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.