Анастасия Потапова
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5–6 года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом. В данный период в ребенке закладываются многие личностные аспекты, в том числе прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Публикация «Родительское собрание „Возрастные особенности детей 5–6 года жизни“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что касается окружающего мира, расширение его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, доступным языком для ребёнка, описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах и другом.
Этот период называют сензитивным (период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В этот возрастной период хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Так же конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важен, такой момент как складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику нужно выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, которые построены на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы, например кошка, олень, медведь и орёл. Из четырех предметов один – лишний. Ребенку необходимо подумать и выбрать какой же лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок также должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, животные). И таких картинок, которые объединены в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым или взрослым и ребенком.
Что должен уметь ребенок в 5-6 лет
ВНИМАНИЕ:
выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
находить 5-6 отличий между предметами;
выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
находить 4-5 пар одинаковых предметов
ПАМЯТЬ:
запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
рассказывать наизусть несколько стихотворений;
пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
сравнивать два изображения по памяти;
МЫШЛЕНИЕ:
определять последовательность событий;
складывать разрезанную картинку из 9 частей;
находить и объяснять несоответствия на рисунках;
находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
Счет в пределах 10.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
Размещает предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Имеет достаточно богатый словарный запас.
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Определяет место звука в слове.
Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
ПОЗНАНИЕ
Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Знает 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называет жанр произведения.
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.