Валентина Дмитриева
Словообразование существительных с помощью суффиксов (из опыта работы учителя-логопеда ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Я уже 30 лет проработала с детьми логопедических групп и хорошо знаю с какими тяжелыми нарушениями речи приходят дети в такие группы.
Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.
Публикация «Словообразование существительных с помощью суффиксов (из опыта работы учителя-логопеда ДОУ)» размещена в разделах
Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на развитие словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых путей развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Словообразование – важный источник пополнения словарного состава языка. Важно не только изучить состав существующих слов, но и понять перспективу развития. Например, если мы хотим назвать кого-то уменьшительно, то будем использовать следующие значимые единицы (например, суффиксы
-онок, -еньк).
Педагогу, работающему с детьми ОНР, важно не только хорошо знать законы словообразования, но и перспективы, законы по которым создаются новые, пока не существующие слова. Дети с ОНР затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (деревко, ведречко).
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень велико (-ик,
-очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к, но дети их мало используют, у них бедны представления о морфологическом составе слова.
Языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребёнка была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и лёгкие, хорошо усвоенными детьми. Обучая детей способу образования слов, обозначающих детёнышей животных, следует давать не только форму именительного падежа единственного числа (у кошки – котёнок, а также формы родительного и творительного падежей (кошки, котят; кошка лежит с котятами).
В словообразовании используются типичные только для этого раздела приёмы работы с детьми. Например: приём раскрытия словообразовательного значения слова : «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель- учительница, сформировать навыки образования слов по аналогии.
В старшем дошкольном возрасте нужно знакомить детей с типичными способами словообразования. Прежде всего, закрепляются полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды, детёнышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок-грачата, снегирь- снегирята - один и много, но один- птенчик, ласточка, синичка, много – ласточки, синички). Здесь уместны задания на объяснение значения слов : «О чём говорит слово воробьишко?» (Детёныш воробья - маленький, шаловливый, а воробей – большой).
В своей работе я использую словесные игры и упражнения : «Магазин», «Зоопарк», «Угадай чего не стало?» Более сложная задача - образование профессий от разных частей речи с помощью суффиксов. Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, я провожу игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии, в игре «Кто он такой?» учу детей образовывать существительное от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Детей учу подбирать однокоренные слова («слова – родственники») «берёза- подберёзовик, лист- листопад). «Слова – родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу. Любой процесс словообразования не обходится без каких либо проблем, ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы, даю детям знания о том, как образуются слова, как применяются по смыслу, когда меняется их состав.
Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя суффиксы. Работа по определению аграмматизмов при словообразовании является одной из главных моих задач в коррекционной помощи дошкольникам, имеющим нарушения речи. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается. В дошкольном возрасте дети наиболее «отзывчивы» к усвоению форм русского языка, наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности).
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.
Дом – домик – домишко – домище.
Брат – браток – братец – братишка – братик.
Рука – ручка – ручонка – рученька – ручечка.
Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка, в других-отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Суффиксы :-ист,-тель,-ик,-ник,-изм,-арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы :- ость, -изн, -от –указывают на принадлежность к женскому роду.
Суффиксы :-арь, -ист, -щик- указывают на профессию; -ищ- суффикс места.
Есть суффиксы «ягодные» :-ик (голубика, черника, клубника, «мясные» :-ин (баранина, свинина, телятина и т. д.).
Итак, я хочу отметить, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо и многое может порассказать.
Задания, упражнения, игры, используемые мной в работе.
1. Подберите три однокоренных слова с разными суффиксами ( например: человек, человечек, человечишко). Составьте с ними предложения. Например: «Человек- это звучит гордо!» Попробуйте заменить в этом предложении слово человек на однокоренные: человечек, человечишко. Не получается? Вот какое значение может иметь маленький суффикс! Он полностью меняет смысл слова.
2. «Кто у кого?»
Правильно называть животных и детёнышей в единственном и множественном числе. Детям показывают карточки с изображением собаки и щенка, кошки и котёнка, козы и козлёнка, коровы и телёнка.
-Кто это (кошка).Кто у кошки (котёнок).Один – котёнок, а если много, как говорят? (котята).
3. «Большой и маленький».
Осуществить проверку употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.
Что это (дом). Этот дом большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький (домик).
4. Игра «Встреча гостей».
Проверка умения употреблять наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы было всё красиво и удобно.
5. Упражнение в образовании отглагольных существительных по образцу.
Игра «Эхо».
Осветить – освещение Известить – извещение
Смутить – смущение Возвратить – возвращение
Восхитить – восхищение Простить – прощение
Посвятить – посвящение Возмутить – возмущение
Похищать – похищение Угощать – угощение
6. «Подбери родственное слово».
Птица – птичка, птенец, птенчик, пташка, пташечка.
Снег – снежок, снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад, снегирь, подснежник.
7. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно – увеличительных суффиксов-соревнование двух команд :
«Мальчика – с пальчика» и «Ивана-Богатыря».
топорик топорище
ножка ножища
ручка ручища
глазик глазище
усики усищи
голосок голосище
носик носище
силушка силища
8. Игра «Кто это?».
укладывает бетон – бетонщик; регулирует движение – регулировщик;
играет на барабане – барабанщик; делает кровлю – кровельщик;
ткёт ткань – ткачиха, ткач; ухаживает за птицей – птичница;
учит детей – учитель; кладёт паркет – паркетчик.
9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии, по картинкам и без них – игры «Кто это?», «Эхо», «И я тоже».
Дрессирует животных – дрессировщик, дрессировщица.
Играет на барабане – барабанщик, барабанщица.
Чинит часы – часовщик, часовщица.
Ткёт ткань – ткач, ткачиха.
10. Словообразование существительных, обозначающих лица по их занятиям.
11. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям, качествам, а также предметы по их назначению –
игры «И я тоже», «Ты – да, а я – нет», «Что это?».
12. Словообразование существительных мужского рода (лица по их качествам и занятиям).
Игра «Кто это?»
Предавать – предатель Храбрый – храбрец
Удалой – удалец Красивый – красавец
13. Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно – ласкательным значением при помощи суффиксов -ц, -ец, -иц.