Олеся Кашурина
Словесные игры по теме «Водные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал можно использовать в ежедневном планировании по темам «Водные обитатели», "Водный мир"
«Подбери слово»
Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным предложением.
Педагог просит подобрать слова-действия к слову «рыба». Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)».
«Дополни ряд»
Активизация словаря по лексической теме. За каждое новое слово ребнок получает фишку.
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая) – хитрая, …
Публикация «Словесные игры по теме „Водные обитатели“» размещена в разделах
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает) – спит, …
Карась (какой) – маленький, …
Щука (что делает) – охотится, …
«Какое слово не подходит?»
Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
«Запомни и повтори»
Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
«Вопросы — ответы»
Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.
Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.
«Рыбы-великаны»
Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище: пескарь — пескарище, окунь — окунище, ерш — ершище, карась — карасище, сом-сомище.
«Рыболов»
Согласование числительных с существительными, ответы полными предложениями.
Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.
«Назови ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Окунь - … Ёрш - …
Щука - … Сом - …
Карась - …. Налим - …
«Два- пять»
Словообразование, согласование числительного с существительным.
Два кита – пять китов
Два краба – пять крабов
Два дельфина – пять дельфинов
Два осьминога- пять осьминогов
Две акулы- пять акул
«Один-много»
Образование существительных множественного числа.
Морской лев- … морские львы
Злая акула-… злые акулы
Черный краб- … черные крабы
Серый дельфин - … серые дельфины
Морской конёк -… морские коньки
Морской ёж - … морские ежи
Прозрачная медуза- … прозрачные медузы
«Доскажи словечко»
Развитие умения находить близко звучащие слова (рифмы).
По морю плывет трехэтажный… (пароход).
Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
Большому судну не страшна… (океанская волна).
Что за звезды в глубине лежат на дне?
На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды).
«Назови самое короткое слово»
Развитие слухового внимания.
Педагог просит ребенка внимательно послушать ряд слов и назвать самое короткое. При затруднении можно использовать картинки.
Дельфин, сом, каракатица.
Щука, налим, кит.
Ёрш, осьминог, акула.