Елена Мартьянова
Словесные игры с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Великое изобретение человека - игра; она имеет для биологического, социального и духовного развития человечества большее значение. В игровой деятельности, как в зеркале, отображалась история. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие охоту, земледельческие работы. Игра была связана с разными видами искусства и даже магией.
Игра занимает особое место в жизни ребёнка. Дети, увлечённые игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх участники учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Участники самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
Публикация «Словесные игры с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Словесные игры имеют преимущества в том, что для их организации не нужно специального реквизита, особого пространства. Главное, чтобы работала мысль!
Известно большое количество словесных игр, и одна из старейших игр "Подбери рифму"
Игра «Подбери рифму» была известна еще в 19 веке. В нее с удовольствием играли по вечерам в кругу большой семьи и на камерных домашних вечеринках. Играющие садились в круг. Один из участвующих в игре бросал кому-либо платок и одновременно произносил какое-нибудь слово. Тот, которому платок был брошен, должен был поймать его и ответить в рифму. После чего он, в свою очередь бросал платок кому-либо, произнося какое-нибудь слово.
Игрок, поймавший платок, но не подобравший рифму, штрафовался фантом, или выбывал из игры. Само собой, когда предлагались трудные рифмы, создавались довольно смешные озадачивающие ситуации, что, конечно, очень смешило и развлекало играющих.
Советую подобрать несколько слов, на которые подобрать рифмы, особенно сложно. Например: окунь, аист.
Можно усложнить задачу. Придумать слово, на которое можно подобрать много рифмующихся слов, но при этом все игроки должны продолжать ОДИН ряд.
Например: сирень. И далее: плетень - тень -лень - сень - день.
Вместо платка можно использовать небольшой мяч или мягкую игрушку.
В какие игры интересно играть ребенку, например:
«Что бывает сладким?»
Взрослый предлагает ребенку: Слушай внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»
- «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».
Малыш внимательно слушает и останавливает его на том слове, где он «ошибся». Затем сам называет то, что бывает сладким.
«Слушай внимательно!»
Взрослый говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не подходит : кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».
«Что чему нужно»
Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт".
Увидев незнакомую машину (например, автокран, спрашивают: что это? Почему?
Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д.
В случае затруднения он медленно повторяет определенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому либо признаку.
Детям помладше можно предложить иные словесные игры :
«Придумай слово»
Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце)
-холодные слова (снег,мороз, лёд, ветер)
-круглые слова (шар, мяч, часы, луна.)
-колючие слова (укол, ёж, комар) и т. д.
«Разные вопросы»
Сидя на полу, перекатывая мяч друг другу. задаё м вопросы:
-Где растут листья? (на ветке)
-Где растут ветки? (на дереве)
-Где растут деревья? (в лесу, у дома и т. д.)
«Закончи моё предложение»
-Мама купила в магазине….
Папа принёс из леса….
На столе стоит красивый…
«Путаница»
Скажи правильно: Знает это ребёнок любой, у апельсина цвет голубой. Тигр рычит, а кошка –лает. и др.
«Рифмы»
Говорите слово, ребёнок добавляет в рифму, не получается, показываете как. Ложка-картошка, морошка, плошка, серёжка.
«Кто что умеет»
Подбираем глаголы. Мама что умеет (стирает, моет, гладит, готовит. Дождик_ -льёт. капает, стучит по крыше и т. д.
Все родители мечтают, чтобы их малыш рос здоровым, любознательным, умным, общительным, был веселым и не капризным. И для этого ему нужны ваша любовь, забота, внимание. А еще, хорошая детская игра, когда-то, предложенная вами и полюбившаяся вашим чадом.