людмила подсевалова
Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры для детей младших групп
Кто из взрослых не замечал, как любят играть со звуком совсем маленькие дети? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот малыш уже повторяет его на все лады — гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления!
Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах.
Ладушки
Публикация «Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель игры. Приучать детей слушать речь взрослого, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Слова :
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки!
— Что ели? — Кашку!
— Что пили? — Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у — полетели!
На головку сели! Сели, посидели, Прочь улетели!
Движения:
Взрослый и ребенок хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели» разводят руки в стороны и опускают на колени.
Играя повторно, взрослый после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов ребенка: «У бабушки»; «Что ели?» - «Кашку»; «Что пили?» - «Бражку».
В следующий раз всю потешку произносят взрослый и ребенок.
Про сороку
Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.
Слова :
Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор —
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
Движения:
Взрослый и ребенок «варят кашку» вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибают.
Обращается к большому пальцу.
Слова :
А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Игра с пальчиками
Цель игры. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
Слова :
«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» -
«С этим братцем -
В лес ходил,
С этим братцем -
Щи варил,
С этим братцем -
Кашу ел,
С этим братцем -
Песни пел!»
Движения: Взрослый показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.
«Какую песенку пел он с маленьким братцем?» — спрашивает взрослый, обращаясь к ребенку. Можно использовать и другую потешку о пальчиках.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Остается один большой палец. Взрослый, обращаясь к нему, говорит:
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает:
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.
Коза рогатая
Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет —
Забодает, забодает, забодает.
При слове «забодает» ребенок убегают от козы, а взрослый его догоняет. В следующий раз козой может быть ребенок.
Еду-еду
Цель игры. Развивать у ребенка речевую активность, упражнять в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.
Слова :
«Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг,
В яму! Бух!
Движения: Ребенок и взрослый скачут галопом. Скачут на одной ножке. Прыгают на двух ногах «с кочки на кочку», останавливаются
Использование потешек, фольклорного богатства обогащают речевой опыт ребенка, развивают интонационную выразительность речи, восприимчивость к ритму, темпу речи, вызывают радость и желание играть.
Потешки вызывают эмоциональный отклик, желание ребенка вступить в импровизированный спектакль. Потешки развивают координацию речи и движения, речевого дыхания и артикуляции, стимулируют вербальную память.