Оксана Голикова
Конспект внеклассного мероприятия для дошкольников и младших школьников «Славный град Илимский»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: получение первых знаний младших школьников и дошкольников о «Малой Родине».
Задачи:
1. Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».
2. Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей малой Родине.
3. Развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.
Методы:
словесности с элементами беседы;
наглядности;
убеждения;
объяснительно – иллюстративный с элементами диалога;
Целевая аудитория: дошкольники и младшие школьники
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия для дошкольников и младших школьников „Славный град Илимский“» размещена в разделах
Продолжительность мероприятия : 30 минут
Реквизит: экспонаты зала освоения Сибири, компьютер, слайд – программа «Славный град Илимск», аудиозапись песни С. Горбунова «Железногорск-Илимский», макет графический Илимского острога для аппликации с детьми, копии домиков, клей, макет древнего Струга (морского судна).
Сценарий: Экскурсовод встречает посетителей, представляется им, кратко сообщает о цель экскурсии, провожает посетителей в зал, контролирует посадку на места и начинает рассказ.
Ход внеклассного мероприятия.
1. Организация группы. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у вас пройдет первое музейное занятие – «Славный град Илимский». Я очень рада Вас приветствовать у нас в Краеведческом музее им. М. К. Янгеля.
2. Вступительное слово экскурсовода.
- Мы познакомимся с историей освоения своей земли Илимской, посмотрим слайды, рассмотрим макет Илимского Острога, сделаем карту града Илимск, отгадаем сложные загадки.
3. Работа по теме классного часа.
Слово экскурсовода -
«Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем».
Град Илимский назван в честь реки, на которой он был построен, правильно? Напомните мне название реки, пожалуйста. (Илим) В переводе со старорусского, слово Илим - это название рыбы, которая в обилии водилась в те времена в Илиме - Ылым (налим).
Как называется наш город полностью? (Железногорск-Илимский)
Разобрать с детьми Железногорск на два слова – «железная» и «гора»
Выходит, что Железногорск-Илимский наша с вами малая Родина дословно – «железная гора у реки Илим».
Город наш находится в Сибири. В переводе с монгольского – Шибирь (густой лес).
Густой, ребята, у нас лес?
- Что такое Родина для каждого из нас? Давайте послушаем еще одно стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом.
Вывод:
Родина – это страна, в которой мы живем;
это город или село, в котором мы живем;
это дом, в котором живет каждый из нас;
это люди (родные и друзья, которые нас окружают.
Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной. У нашего края очень древняя история:
(НАЧИНАЕМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
В Сибири население проживало очень редкое – эвенки (тунгусы) и ненцы. Они сильно отличались от русских (смотрим слайды).
В каких одеждах мы видим местное население? (меховых). Рассматриваем обувь – унты. Занимались охотой, разведением оленей, рыболовством. Жили в переносных домах - Чумах. Беседуем о необходимости переносных домов: олени съедали всю траву в радиусе временного поселения и приходилось переходить на новую землю.
Молва о богатом крае суровом морозами пошла среди русских. Богата Сибирь ценным мехом, травами целебными, рыбой, удачной охотой (в презентации слайд со зверьками). Когда на Руси правили цари, были организованны экспедиции в богатый северный край.
Народы сибирские ненцы и эвенки постоянно между собой воевали. Военные походы на соседние племена для них были обыденным делом. Русские первопроходцы, в основном казаки, нашли общий язык с местными племенами, защищали их от набегов враждебных соседей. Рассматриваем изображение казака в зимнем, потом в кольчуге, делаем на ней акцент – «рассмотрим ее подробнее в витрине у входа». Местное население платило налог русскому царю – ЯСАК (ПУШНИНА).
По пути покорения новых земель казаки ставили зимовья (временные поселения первопроходцев, которые потом перерастали в ОСТРОГИ – укрепленные крепости путешественников. Путешествовали по рекам на суднах – Кочи (парусно-гребенное морское судно). Во главе острога ставили воеводу.
В 1630 году енисейские казаки во главе с атаманом Иваном Галкиным дошли до р. Илим, построили зимовье для временного пребывания. Начали устанавливать связи с местным населением. От этого времени и начался отчет нашей Илимской истории. В следующем году мы будем отмечать 390-летие создание первого поселения на Илимской земле!
Вокруг острога начали появляться поселения – деревеньки, люди стали заниматься земледелием, не только охотой и рыболовством, т. к. земля была очень плодородная вдоль русла Илима. Толщина плодородного слоя достигала 35 см! Занимались солеварением! Старожилы говорят, что до затопления воды речки были соленые на вкус. Все строения были построены без единого гвоздя.
Наши плодородные земли снаряжали великие экспедиции к Северному-Ледовитому океану и на Дальний Восток.
Великие путешественники – Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, братья Лаптевы, Василий Поярков полностью снабжались в Илимском крае в Усть-Мукском плотбище (деревня Мука по названию реки - современный Семигорск) располагались склады с продовольствием для первопроходцев, в деревне жили государевы плотники, построившие для экспедиции Беринга 12 судов, были царские конюшни и таможня.
Рассматриваем рисунки презентации с изображением северных экспедиций, беседуем по содержанию:
Путешествие на Север было опасным
Происходили крушения
Не все возвращались домой…
Сейчас приглашаю вас посмотреть макет Илимского острога.
Выделаем Спасскую башню, часовню. Рассказываем, что данные строения сохранены, находятся в Тальцах. На макете смотрим торговые лавки, детскую площадку, церковь, дом воеводы. Переходим к макетам деревянных домов и макет убранства в избе. Обсуждаем чем обогревался и освещался дом. Обращаем внимание на кольчугу. Состоит из метал. колец.
Мы очень много узнали сегодня про свою землю, давайте составим сами карту Илимского острога? Во время творческой работы включается музыка С. Горбунова – Железногорск-Илимский. Показываем готовый макет. Дети берут клей и по образцу располагают вырезанные домики на «карте».
4. Подведение итогов.
Чтобы карту вам забрать, нужно загадки отгадать.
Загадки.
1) Что такое пушнина? ценный мех
2) Остроги? укрепленные города, основанные в Сибири.
3) Чум? Жилища народов севера, покрытые шкурами.
4) Коч и струги? Большие лодки, на которых в 17 веке совершали первопроходцы путешествия.
5) И. Галкин? Основатель Илимского острога.
6) Кольчуга? Одежда, защищавшая от боевых ранений.
7) Как переводится слово Сибирь с монгольского? Густой лес
8) от названия какой рыбы произошло название реки Илим? (налим)
9) Кто в основном был первопроходцем северных земель? Казаки
10) Эвенки, Ненцы? Коренные народы Севера, населявшие нашу территорию.
“Для России наш город – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.