Лариса Ефимова
Конспект занятия «Тряпичная народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
«Тряпичная народная кукла»
Методическая разработка занятия
Составила:
Ефимова Лариса Борисовна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Наша жизнь, в сущности, кукольное представление.
Нужно лишь держать нити в своих руках,
не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать,
когда идти, а когда стоять,
не позволять дергать за них другим,
и тогда ты вознесешься над сценой.
Хун Цзы-чен «Афоризмы старого Китая»
Публикация «Конспект занятия „Тряпичная народная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.
Данная разработка рекомендована для занятий по программе «Родники» для педагогов дополнительного образования.
Цель: приобщение детей к ценностям историко-культурного прошлого русского народа через куклу.
Задачи:
-формировать у ребенка восприятие природы и человека как единого целого;
– обогащение информацией об окружающем мире.
-раскрывать самобытность русского народа, проявляющуюся в его будничной и праздничной культуре, в творчестве народных мастеров;
-создавать основу для понимания детьми важности собирания, сохранения и передачи информации о своей семье, историко-культурных процессах русского народа;
-познакомить участников программы с возможностями куклотерапии;
-раскрытие индивидуальных и коллективных способностей, сочинения историй, сказок;
- освоить на практике различные техники и методы работы с народной тряпичной куклой;
-получить навык изготовления терапевтической тряпичной куклы;
-развитие основных качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, коммуникабельности, смелости, чувства ритма, через театрализованные игры, упражнения и этюды с куклами, изготовления игрушек и кукол.
Используемые методы:
мини-лекции, групповые обсуждения,сказкотерапия,
Куколотерапии, тренинговые упражнения,работа в малых группах, практикум, музыкотерапия
Оборудование и материалы: шерстяные нитки разных цветов, клей "Момент", ножницы, маркеры или цветная бумага, фетр, ленточки, веточки берёзы или ольхи, пестрая льняная или хлопчатобумажная ткани, белая ткань, нитки, вата, душистые травы (мята, чабрец, зверобой или матрёшка, крупа (греча, рис, пшено или зерно, овес, лыко.
Участники: дети в возрасте 8-14 лет8
Время занятий : 45 минут.
Количество детей в группе: 10-12
Начало занятия включает : ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие.
Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
Основная часть. Изготовление непосредственно самого образа куклы.
Ребенок изготавливает куклу и дает ей имя, рассказывает о ней (Где живет? С кем дружит? Чего боится? О чем мечтает)
Заключительная часть. Свою куколку можно забрать себе, а можно подарить кому-нибудь из группы. Также можно обменяться куклами.
Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Столбушка. Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.
Таких кукол дарили с пожеланиями богатства и достатка.
Список литературы
1. Моргуновская Ю. Обереговые народные кулы. -М. ,2015.
2. Богусловская И. Добрых рук мастера. – Л. ,1976.
3. Гвоздева Б. Ключи от прошлого. – Томск,1994.