Нина Прохорова
Тряпичная кукла, её роль в мини-музее
▼ Скачать + Заказать документы
Тряпичная кукла, её роль в мини-музее.
Так сложилось исторически, что любовь к куклам у ребенка заложена на генном уровне. Кукла неразрывная связь времен,ниточка из старого лоскутка ткани,потянув за которую можно вернуться к себе самому, к своим корням. Через куклу устанавливается связь между поколениями,объединяются предки с потомками. С древних времен она неизменный спутник человека. Кукла не появляется из ниоткуда-её делает человек,вкладывает свою энергию, мысли и чувства. Она как мостик между детством и взрослой жизнью, между прошлым и настоящим, между миром видимым и не видимым, духовным.
Публикация «Тряпичная кукла, её роль в мини-музее» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Для наших предков кукла была не только забавой и средством воспитания, но и важным культовым символом. Условная человекоподобная фигурка выполняла магическую роль,служила оберегом,защищала от злых сил,способствовала хорошему урожаю. Кроме этого, она участвовала в обрядах и праздниках,в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. В народном сознании мирно уживались христианские праздники и более древние языческие приметы и обряды.
Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик, а русская тряпичная кукла переживает подленное возрождение. Хочется привнести в жизнь ребенка,с помощью мини- музея, возможность приобщиться к культурному народному опыту,показать детям взаимосвязь природы и человека сообразность и соразмерность всего в этом мире. Пригласить детей в удивительный мир тряпичной куклы. Что делал каждый из нас в детстве,независимо от того,где он родился и вырос,-так это играл в игрушки, у носился с их помощью в воображаемые дали. Предлагаю в мини-музее для детей иметь,для показа,куклы связанные с детьми самых разных возрастов, имеющие обрядовое,воспитательное,игровое назначение, а так же несколько старинных игрушек изготовленных по старинным техникам шитья. Предлагать детям беседы по возрастным критериям о жизни наших предков через образы тряпичных кукол. Игры в куклы и изготовление их с воспитателем, с родителями. Девочка, например: осваивала женские ремёсла (шитьё,прядение,вышивание) и приобщалась к повседневному крестьянскому труду. Девочки нянчили и пестовали своих тряпичных кукол, укладывали в зыбку и пели колыбельные,вели разговор от лица мамы, исполняли с ними все домашние работы, забавляли и утешали в случае их горя. Куклы содействовали развитию ума, фантазии и речи,что ещё важнее, развивали материнский инстинкт и усваивали семейно-нравственные понятия и правила. И взрослые и дети относились к куклам очень бережно, игрушки никогда не оставляли на улице,не разбрасывали по избе. Их хранили в специальных коробах или корзинах. Маленьким детям кукол делали матери,бабушки, старшие сёстра. Лет с пяти девочка уже сама могла "скрутить" для себя простейшую лоскутную игрушку. "Вертели" куклы из старого тряпья. Это больше связано не с бедностью,а с ритуалом кровной близости,будто ношенная домотканая одежда, вбирала в себя тепло изготовивших её рук и пропитавшись трудовым потом,хранит родовую силу и передаёт её кукле (об обережной кукле).Не использовали колющие и режущие предметы. Большинство тряпичных народных кукол безлики (если кукла с лицом, то это игровая куколка) : в доме не должно быть лишних глаз, кукла без лица неодушевлённая,недоступная для вселения в неё злых духов, недобрых сил, а значит и безвредна для тех кому она предназначена. По этой же причине куклам не давали имена, только названия (древние поверья).
Создание мини - музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Также обогащает предметно – развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. Происходит формирование у дошкольников представления о музее; формирование проектно-исследовательских умений и навыков; формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развитие творческого и логического мышления, воображения; формирование активной жизненной позиции; вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.