Ирина Киселева
Сколько же можно ждать или задержка речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сколько же можно ждать или задержка речевого развития
В том-то и дело, что ждать не следует. Надо предпринимать меры сразу, как только замечено, что ребёнок отстаёт в речи от сверстников. Причём обращать внимание следует не только на то, что не ладится с речью, но и на гораздо более ранние отклонения в развитии. Большое значение имеют факты, стал ли ребёнок в 1,5-2 месяца держать голову, мог ли сидеть в 5 месяца, встал ли он в 8 месяцев на ножки, держась руками за перекладину, научился ли к году ходить.
Публикация «Сколько же можно ждать или задержка речевого развития» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В 2 года ребёнок уже должен быть говорящим и общаться не только отдельными словами, но и простыми предложениями, такими как «дай мне…», «иди сюда», «пойдём…». При этом он «имеет право» на искажённое (упрощённое) произнесение звуков.
Часто случается так, что при нормальном развитии дети сталкиваются с определёнными трудностями в овладении речью. Нарушения могут затронуть как всю структуру речи — лексику, грамматику, фонетику, так и отдельные ее элементы. Поговорим о наиболее часто встречающейся проблеме — нарушении произношения звуков, спутнице практически любого нарушения речи.
Факторы риска
Что же вызывает нарушения речи? Возможно, неблагоприятные факторы сыграли роль в период внутриутробного развития ребенка. Мама могла перенести инфекции, физические и психические травмы, резус-конфликт, или сказалось злоупотребление вредными веществами. И в момент родов существуют факторы риска — стимуляция родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, наложение щипцов, асфиксия (когда плод обвивается пуповиной).
Причины нарушения речи
укороченная подъязычная связка („уздечка");
большой или, наоборот, слишком маленький язык;
неправильный прикус. Правильным считается прикус, когда верхние зубы примерно на треть прикрывают нижние.
снижение слуха, тугоухость, недоразвитие фонематического слуха (когда ребёнок не различает сходные по звучанию звуки);
неправильное воспитание ребёнка в семье (так называемая педагогическая запущенность, «застревание» родителей на лепетной, облегчённой речи при общении с ребёнком, подражание дефектному произношению кого-либо из членов семьи, двуязычие;
заболевания ребёнка.
А вот наследственность роли здесь не играет. Дефекты речи приобретаются самим ребёнком.
К специалисту!
Чаще всего дети попадают на приём к логопеду в пятилетнем возрасте или перед школой. Но не лишним будет про-консультировать малыша 2-3 лет, даже если у родителей нет повода для беспокойства. В этом возрасте можно выявить такие нарушения речи, которые не соответствуют физиологическим нормам. Чем раньше начать коррекцию, тем успешнее будет результат. У вашего малыша все этапы становления речи (гуление, лепет, появление первых слов и фразы) проходили с задержкой?
Может, ему трудно пережёвывать твёрдую пищу, речь невнятна, он „комкает" слова и фразы, у него, как говорят, „каша во рту"? Эти симптомы должны вас насторожить. Не ждите, когда ситуация исправится сама собой. Как можно раньше обратитесь за консультацией к логопеду.
Если вовремя не устранить дефекты произношения, это приведёт к сложностям при обучении грамоте, к школьной неуспеваемости, психологическим проблемам у ребёнка. Конечно же, многие логопедические проблемы легче предупредить, чем потом лечить. А начинать эту „профилактику" нужно, не дожидаясь первых произнесённых ребёнком слов, а прямо с того момента, как ваше маленькое сокровище появилось на свет.
Развиваем слух
Как развить речевой слух малыша? Обращайте внимание крохи на различные «неречевые» звуки (шум машин, дождя, стук, звук льющейся воды и т. д.). Спрашивайте, что он слышит, откуда раздается звук, тихий он или громкий. Можно поиграть в такие игры: «Узнай музыкальный инструмент», «Сколько раз ударили в бубен?», «Медведь и медвежонок» (порычите низким голосом, затем высоким, а ребёнок должен угадать, медведь это или медвежонок, а затем пусть он вам загадывает, кто рычит). «Подуди в дудочку тихо (громко) столько раз, сколько я хлопну в ладоши». Хороши упражнения на повторение хлопками заданного ритмического рисунка.
Правильное дыхание
Для правильного произношения нужно хорошо развитое дыхание, а также чтобы артикуляционный аппарат малыша обладал большой подвижностью. Как этого добиться? Чтобы развивать дыхание, можно порекомендовать дуть на ватные шарики, загоняя их в игрушечные ворота, пузырёчки с горлышками разного диаметра. Попробуйте вместе с крохой надувать воздушные шарики, дуть на бумажные лодочки, запуская их в тазу и соревнуясь, чья лодочка дальше уплывёт.
Для тренировки артикуляционного аппарата
В игровой форме перед зеркалом выполняйте с малышом эти упражнения, каждое — не менее десяти раз.
1 «Хомячок»
Надуй щеки, затем попеременно толкай язычком то одну, то другую щеку.
2 «Лошадка»
Щелкай языком медленно и сильно.
3 «Подвижный язычок»
Пытайся дотянуться языком до кончика носа, подбородка, правого (левого) уха.
4 «Часики»
Улыбнись, покажи зубки, затем отклони высунутый язычок сначала вправо, а затем влево.
5 «Качели»
Широко открой рот, улыбнись. Подними язычок к верхней губе, затем опусти его к нижней.
6 «Трубочка»
Вытяни вперёд широкий язык, сверни его трубочкой, дуй на него.