юлия ермоленко
Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта со старшими дошкольниками «Приключения ежика Шуши и зайца Боси»
▼ Скачать + Заказать документы
Приключения ежика Шуши и зайца Боси
Цели:
коррекционно-образовательные:
• развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»;
• образование притяжательных и относительных прилагательных.
коррекционно-развивающие:
• знакомство с понятием многозначности слов;
• развитие дыхания;
• развитие мелкой моторики;
• обучение детей подборке рифмы;
• развитие мышления и фонематического восприятия посредством загадок;
Публикация «Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта со старшими дошкольниками „Приключения ежика Шуши и зайца Боси“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
• развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;
• обучение детей правильному употреблению предлогов;
• продолжение практике по ориентировке в пространстве;
• формировать причинно-следственные связи
коррекционно-воспитательные:
• воспитание ценностных ориентаций детей посредством сказки;
• закрепление понятия дружбы и настоящих друзей;
• развитие интереса к своей личности, раскрытия своего «я», повышать самооценку;
• обучение детей умению сопереживать другим;
• воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания; умение работать в командах.
Оборудование:
• Игрушки: ежик, волк, лиса, медведь, заяц, белочка, муляжи грибов;
• Корзина;
• Предметные картинки: ягоды «малина», «ежевика», «черника», «клюква», «брусника», банки с вареньем из этих ягод, «шляпа», «стул», «стол»,;
• Сюжетные картинки «Что перепутал художник», «Где искал своего друга друга зайку еж ШУША»;
• Веточка (вместо указки)
• Фланелеграф, магниты;
• Доска для рисования, разноцветные мелки;
• Стол.
Ход занятия
Орг. момент
Логопед : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в наш сказочный лес,в котором жил Ёж ШУША, помните, где случился пожар, в котором он долго искал своего друга Зайца и многие другие приключения наших друзей.
Поздороваемся и скажем: «Здравствуй, Шуша!»
Давайте отправимся в сказочный лес вместе с главными героями, а ежик Шуша послушает.
2. Рассказывание сказки
В одном сказочном лесу под старым дубом жил в своей маленькой норке ежик ШУША и заяц Бося.
Каждое утро они выходили из своих домиков и отправлялись собирать дары природы.
Ежик подбирал упавшие с деревьев яблоки, ягоды и грибы, чтобы потом отнести их к себе в норку.
Зайчик же целыми днями скакал по лесу, все, что находил- тут же съедал сам, а если у него были излишки- он тут же делился с другими обитателями леса- птицами, бобрами и белками.
Ежик же бережно складывал всей найденное в свою норку так, что вскоре места в ней почти не осталось и ему пришлось вырыть рядом еще одну, больше прежней
Иногда заяц и ежик встречались в лесу- ежик часто посмеивался над зайцем- говоря,глупый ты, заяц, у тебя ничего нет, если настанет ненанастье, что ты станешь есть, ведь ты не делаешь никаких запасов?
Заяц ничего ему не отвечал, разводил руками и продолжал жить как раньше, все что собирал в лесу- раздавая другим, кроме того, что было ему необходимо самому.
Однажды в лесу начался сильный ливень, который продолжался без остановки несколько дней.
Весь лес превратился на какое то время в одно большое болото, которое затопило много норок разных животных- в том числе наших героев- зайца и ежика.
Все накопленные припасы ежика исчезли в одночасье, смытые дождевыми потоками, а заяц налегке выбрался из своей норы и укрылся у своих друзей:, а друзьями у него были и белки и бобры и другие животные - с которыми когда то он щедро делился дарами леса.
Ежик долго плакал возле потерянной норки, ведь у него даже друзей не было, куда можно было пойти. Заяц Бося пригласил его в свою норку переждать ненастье.
Уставший ежик начал думать и перед тем как уснут, он понял: лучше быть таким же щедрым как заяц, чем сожалеть о потерянном. Вскоре он тоже стал делиться дарами леса с окружающими. Он очень сильно сдружился с Зайцем Босей и зажили они дружно и счастливо!А хмурыми дождливыми вечерами они пили чай с вареньем из ягод, которые собирали вместе в солнечные дни.
3. Ответы на вопросы к сказке :
• Где жил ежик Шуша?
• Почему ежику было обидно? Почему он плакал?
• После чего изменилась жизнь ежика?
• Кто стал настоящим другом ежика?
• А как считаете вы, кто такой настоящий друг?
4. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Логопед : Ребята, а вы помните, какие животные жили в лесу вместе с ежиком?
Сейчас я буду загадывать вам загадки. Я буду начинать загадку, а вы будете договаривать словечки в конце. Только загадки надо слушать внимательно и дослушать их до конца.
(по ходу отгадывания загадок детям предъявляются игрушки животных)
• Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это (зайчишка)
• Рыже-огненный комочек, с хвостиком, как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там… Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка. Так ведь это (белочка)
• Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной (медведь)
• Кто по лесу серый рыщет и себе добычу ищет
В поросятках знает толк. Ну, конечно, это (волк)
Логопед : Скажите, ребята, как называются все эти животные вместе?
5. Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши»
Логопед : Вот животные и пришли к нам в гости. Посмотрите, какие они красивые.
Скажите, пожалуйста, ребята:
Хвост белки – это чей хвост (Беличий). Лапки белки – это чьи лапки? (Беличьи).
Пасть волка - это чья пасть? (Волчья). Лапы медведя – чьи лапы? (Медвежьи).
Хвост лисы – это чей хвост (Лисий).
Уши зайца – это чьи уши (Заячьи).
6. Д. и. «Что перепутал художник? Чего не бывает?»
Логопед : А еще животные принесли с собой необычную картину. Ее нарисовал лесной художник. Только он что-то перепутал на картинке. Подскажите, ребята, чего не бывает ( Ответы детей: Волки не сидят на деревьях, Медведи не летают.)
7. Дыхательная гимнастика «Ежик»
Логопед. Ребята, вспомните, в какой опасности сегодня был наш Шуша, что ему было даже трудно дышать от волнения. Давайте поможем ежику научиться правильно дышать.
Упражнение: ЁЖИК
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
Поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом.
Поворот головы влево — фиксированных выдох: выдох через почти сомкнутые губы, как при произнесении звукосочетания «пф-пф».
Логопед : Спасибо ребята, что помогли ежику научиться правильно дышать.
8Дидактическая игра. «Грибы».
Логопед : Вспомните, ребята, что собирает ежик ШУША?
.Мы сейчас посмотрим, что он собрал. (перед детьми выставляется корзина с дарами леса)
9. Беседа - знакомство с понятием «Многозначность».
Логопед : Посмотрите, ребята, что у грибов есть общее? (Шляпки). А видели ли вы шляпки еще где-нибудь? Есть такой головной убор, шляпа или шляпка, ее носят на голове. (предъявляются соответствующие картинки).
Что еще есть общее у всех грибов (Ножки). А еще где-нибудь ножки бывают? Давайте посмотрим вокруг. Ножки можно увидеть и стола, у стула. предъявляются соответствующие картинки).
Есть такой гриб, называется лисичка, а еще есть такое животное- лиса, а ласково – лисичка (предъявляются соответствующие картинки).
Обратите внимание, ребята, слова одинаковые, а называют разные предметы.
10. Физкультминутка.
Логопед : А сейчас, ребята, мы поиграем в игру. Мы с вами будем собирать грибы на полянке в нашу корзину. Дети сидят в кругу,передают корзинку с картинками грибов. По очереди достают гриб, называют его и говорят,съедобный он или несъедобный. Например: «Это мухомор — он несъедобный».
11. Физкультминутка с элементами пространственного ориентирования
1 вариант Картинки грибов (съедобных и несъедобных) распределяют на фланелеграфе друг за другом (очередность запоминается, Дети отворачиваются, грибы переставляются местами, детям необходимо восстановить очередность «ГРИБОВ»
2 вариант – спрятать грибы за предметами мебели в группе.
По указанной команде дети начинают находить «Грибы» Мухомор лежит за….
-Ребята, вы молодцы,все грибы нашли.
12. Д. и. «Назовите, какое варенье варили друзья»
Логопед : Давайте представим, какие ягоды можно найти в лесу? (Лесные ягоды). Назовите ягоды по картинкам. Какое варенье варили друзья из этих ягод?
Варенье из малины – малиновое. Варенье из ежевики – ежевичное.
Варенье из клюквы – клюквенное. Варенье из брусники – брусничное.
Варенье из черники – черничное. Варенье из земляники – земляничное.
13. Рисование на фланелеграфе портрета ежика или зайца
-В конце путешествия-сказки давайте все вместе нарисуем портреты наших героев. Сделаем им подарок. (Дети все вместе рисует портреты)
Итог занятия.
Ответы на вопросы логопеда :
-Где мы сегодня с вами побывали?
-Кто был главным героем сказки?
-Как вы думаете, кто такой настоящий друг?
-Кто им стал для ежика Шуши?
-Понравилась ли вам сказка?
-Попрощаемся с ежиком и его друзьями.