Любовь Зворыгина
Сказкотерапия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия в учреждениях образования – это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала. Сказка- это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста.
Сказкотерапия – это воздействие сказкой с целью «лечения» (терапии, коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Публикация «Сказкотерапия в ДОУ» размещена в разделах
Принципы сказкотерапии :
Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.
Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтарнативных реакций».
Любые персонажи волшебных сказок – добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы, карлики – являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического. Сказкотерапия тесно связана с Арт – терапией, игровой терапией, гештальт – терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапий, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.
Достоинство сказки :
• Глубинный смысл и ее мораль не дидактичны
• Метафора недирективна, она лишь мягко намекает и направляет
• Собирательность образа главного героя и неопределенность места действия
• Многогранность и многоуровневость хранимой информации
• Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов
• Философское, экзистенциональное осмысление действительности
• Раскрытие потенциальности
Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста
Умственное развитие детей от 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. 4-5 лет апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
Естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решение, полагаясь на самого себя, на свои силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется и т. д иногда поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
-автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды
-активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров
-социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
1. мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия)
2. Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
3. Поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Упражнения для детей по сказкотерапии
Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие эмоциональной сферы
Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника.
Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а так же придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый»
Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец.
В группе целесообразно сделать выставку рисунков и их обсудить.
Упражнение «Сочиним сказку»
Цель: развитие воображения, вариативности мышления, гибкости поведения.
Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий продолжает и так далее по кругу.
Когда очередь доходит опять до ведущего, он направляет сюжет сказки, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. Затем ребятам предлагается нарисовать иллюстрации к сказке.
Если сказка получается интересной и нравится детям, ее можно проиграть распределив роли между всеми участниками
Упражнение «Тень»
Цель: снятие мышечного напряжения и развитие координации.
Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они- его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
Это упражнение можно включить в занятие с использованием сказки Г. Х. Андерсена «Тень»
Упражнение «стойкий оловянный солдатик»
Цель: обучение саморегуляции.
Психолог. - Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь чвою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец! Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям можно предложить изобразить других героев сказки Г. Х. Андерсена. Рекомендуется всем побыть в разных ролях.
Рекомендуется включать в сказкотерапевтические занятия элементы танцевально-двигательной терапии, «упаковывая» их в сказочный контекст.
Упражнение «Водный карнавал»
Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов и т. д. под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу, стоя начинают свой карнавал. Морской царь хвалит танцоров.
Работа с семьей:
Коррекционно-развивающая работа с элементами сказкотерапии включает в себя несколько блоков, одним из которых является блок работы с семьей и социальным окружением.
Функции родителей:
-Кто приводит и кто забирает ребенка
-Кто помогает в выполнении домашних заданий, если они будут
-Кто посещает совместные детско-родительские занятия.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия :
Ритуал «входа» в сказку
Повторение
Расширение
Закрепление
Интеграция
Резюмирование
Ритуал «выхода» из сказки
Сказочные головоломки
Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.