Юлия Данильченко
Сказкотерапия с песочной терапией
Не для кого не секрет, что за последнее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Такие нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности и, как следствие, приводят к не успешности в жизни, а то и к более тяжелым последствиям.
Публикация «Сказкотерапия с песочной терапией» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Складывающаяся ситуация заставляет нас специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке новых, нетрадиционных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Мои наблюдения показали, что добиться положительного результата в работе с детьми-логопатами можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В моей работе таким методом стала – сказка, но не просто сказка, а сказка песочная. Но обо всем по порядку…
(Термин вывести на слайд)
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Все вы слышали о таком виде арт-терапии как терапия сказкой или «сказкотерапия». Сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.
Мы знаем, что дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи разной степени, включение элементов сказкотерапии позволяет решать такие задачи как:
Коррекционно-образовательные: т. е. развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности :
* речевой статус детей (общее недоразвитие сочинять свои).
Коррекционно-воспитательные: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно нужно учитывать следующие особенности:
* речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Выше перечисленные особенности детей привносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки :
* лучше использовать простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т. д.
* сюжет сказки должен быть интересным (или делать его интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
* возможное использование элементов сюжета, сказочных героев, а не сказки целиком;
Кроме того, в каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.
А теперь поговорим о сказке с песком или сказке из песка. Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребёнку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционно- развивающие и обучающие занятия. Использование песка помогает ребенку выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие.
Я считаю, что игры с песком через сказку, для детей с нарушениями речи, являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Во-первых, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика).
Логопедические задачи, которые решаются при использовании песка:
1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
3. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;
4. Развивать мелкую моторику рук;
5. Автоматизировать нарушенные звуки;
6. Развивать диафрагмальное дыхание;
7. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
8. Развивать фонематический слух и восприятие;
9. Изучать буквы, обучать грамоте.
10. Обогащать и активизировать словарь родного языка;
11. Формировать лексико-грамматические категории языка;
12. Развивать связную речь.
А теперь, я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице через сказку.
Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Игры и упражнения на развитие дыхания
«Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке.
«На встречу к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной, плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой
Игры и упражнения на автоматизацию звука.
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку
Игры и упражнения на развитие связной речи.
«Найди и опиши игрушку» - ребенок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
«Покажи сказку» - ребенок составляет рассказ по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Подведение итогов:
Мой опыт использования таких не типичных для логопеда способов коррекции речи как пескотерапия и терапия сказкой в коррекционно-образовательной работе показывает как правило, хороший результат. Эти техники вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребенка индивидуально. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, т. к. на них нет места монотонности и скуке. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации звуков, они более раскрепощены в общении, лучше социально адаптированы, а значит будут более успешны в жизни.