МААМ-картинки

Сказкотерапия как средство развития творческого мышления дошкольников

Анастасия Говсец
Сказкотерапия как средство развития творческого мышления дошкольников

На сегодняшний день современное общество ставит завышенные требования к уровню развития человека и личности. Это связано со сложными условиями роста социальной конкуренции, в которых современному человеку просто необходимо творчески мыслить, применять накопленные знания и навыки только с креативной стороны. Из этого следует, что проблема формирование творческого мышления дошкольников носит и социальный характер. Формулировка цели статьи. Выявить эффективность использования сказкотерапии в процессе развития творческого мышления дошкольников. Названные в статье рекомендации и выводы по применению на занятияхсказкотерапии как средство развития творческого мышления получены на основе анализа и обобщения опыта зарубежных и отечественных специалистов в области психологии и педагогики. В своей работе мы опирались на исследования таких психологов и педагогов как: А. Л. Венгер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, В. А. Сухомлинский, О. Я. Савченко, М. М. Зиновкина, А. В. Шегаева, Р. С. Немов и многие другие. Изложение основного материала. Изучение уровня развития мышления дошкольников несет за собой огромный практический и теоретический интерес. Известный психолог Р. С. Немов под мышлением подразумевал движение идей, подразумевающий раскрытие сути вещей, итогом которого выступает не образ, а идея или мысль. Также мышление может рассматриваться как особая практическая и теоретическая деятельность, предполагающая систему операций и действий познавательного, исследовательского и преобразовательного характера. Множеством исследователей этой проблемы пришли к выводу о том, что если ребенок в дошкольном возрасте не овладевает определенными мыслительными операциями, то в звене средней и высшей школы такого ребенка можно отнести к ряду неуспевающих. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема формирования творчески активной личности. По мнению А. Л. Венгера под творчеством дошкольника принято рассматривать самостоятельную постановку ребенком ряда исследовательских и познавательных задач, формулировку гипотез по их решению, самостоятельный поиск наиболее эффективных вариантов решения задач. Творческая ориентация воспитания и обучения способствует формированию творческого мышления дошкольников. В. Г. Рындак считает, что творческое мышление характеризуется умением к постановке и решению проблем креативным и нетрадиционным способом, при этом создавать определенно новый продукт, который отличается неповторимостью и оригинальностью, уникальностью. Сказка представляет собой один из любимейших жанров детей, которая также является и уникальным средством, создающим благоприятные условия для развития творческого мышления у детей. В ходе анализа сказка требует от ребенка определенного рода рассуждений, тем самым косвенно осуществляется обучение и развитие дошкольника. Еще великим нашим соотечественником В. А. Сухомлинским было отмечено, что сказка является свежим ветром, раздувающим огонек детской мысли и речи, так как ребенку свойственно мыслить образами, а в свою очередь клетки детского мозга могут функционировать только притом условии, когда образ выступает объектом восприятия и осмысления. Анализируя содержание сказки и установление дошкольником связи содержания, дошкольник учится мыслить, находить поучительный аспект. Именно поэтому сказкотерапию можно рассматривать и как инструмент развития, так как в процессе придумывания, слушания и обсуждения сказки у дошкольника развивается основные механизмы принятия и поиска решений. Сказкотерапия - это воспитательная система, предметом которой является процесс воспитания внутреннего мира дошкольника. Сказкотерапия включает в себя ряд задач таких как: гармонизация внутреннего мира дошкольника, развитие способности преодолевать страхи и трудности, снижение уровня тревожности и агрессивности, выявление и развитие творческих способностей, формирование умения выражать эмоции. Для сказкотерапии характерно выполнение таких функций как: креативная, социализирующая, терапевтическая, культурно-этническая и эмоциональная. Развитие творческого мышления путем применения сказкотерапии на занятиях в начальных классах на прямую связано с нравственной составляющей сказки. Именно по этой причине одним из важнейших условий развития творческого мышления дошкольников является эмоциональные переживания ребенка. Задача перед педагогом на данном этапе состоит в том, чтобы быть готовым принять любые эмоциональные реакции ученика, достучаться до глубины его души. На занятиях в начальной школе обычно используют дидактические сказки, которые создаются учителями для систематизации учебного материала. В этом случае используемые символы и зачастую понятия одушевляются, зачастую это могут быть цифры, буквы и арифметические действия, создается иллюзорный воображаемый мир, в котором обитают герои сказки. Дидактическая сказка позволяет скомпоновать и преподнести почти весь учебный материал, поставить проблемные ситуации и т. д. При работе с дидактическими сказками педагогу необходимо придерживаться определенного алгоритма построения сказки : Введение в сказочную страну, в которой проживают одушевленные символы. Включает небольшой рассказ о повседневной жизни героев, их жизненных правилах и устоях. Разрушение благополучия, в качестве которого может выступить введение в сказку злых сказочных персонажей, негативное эмоциональное состояние, вымышленные стихийные бедствия и т. д. Просьба ребенка спасти героев, вернуть в вымышленную страну благополучие и т. д. При построении дидактической сказки педагогу необходимо учитывать ряд принципов работы со сказками : Осознанность, которая подразумевает осознанность дошкольником причинно-следственных связей в сказке по ходу сюжета, понимание о выполняемой роли каждого персонажа. Дошкольник должен с легкостью ответить на такие вопросы как: что произошло и по какой причине? Кому это событие было выгодно и необходимо? Задача педагога заключается в объяснении дошкольникам о взаимосвязи событий с сказке, ученики должны усвоить закономерность о том, что события вытекают плавно друг из друга, о закономерности главных героев и т. д. Множественность, сутью которой является понимание дошкольником о том, что одно и то же событие может иметь несколько значений и смыслов. Задача педагога заключается в том, чтобы показать дошкольнику событие со всевозможных сторон. Связь сказки с реальностью, заключается в первую очередь с тем, что каждая сказка должна нести определенный жизненный урок для учеников. Педагог должен при разработке занятия учитывать и прорабатывать сказку с той позиции, с которой жизненный урок будет отражаться в реальной жизни дошкольника. Проанализировав целый ряд психологических показателей можно прийти к такому выводу, что наиболее оптимальным возрастом для начала педагогического воздействия на развитие творческого мышления ребенка является дошкольный возраст. Сказки представляют собой прекрасное средство для развития творческого мышления дошкольников, так как сказка является кладезем человеческой мудрости и жизненного опыта. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен к операциям логического мышления, но сказки заставляют ребенка мыслить и рассуждать и косвенно еще и обучает его. Сказка ставит перед дошкольником нравственные проблемы и побуждает их решить. Каждый персонаж сказки имеет определенный моральный оттенок и совершает определенные поступки, в свою очередь помогая дошкольнику усвоить информацию, необходимую в его дальнейшей жизни.

Публикация «Сказкотерапия как средство развития творческого мышления дошкольников» размещена в разделах

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития творческого мышления дошкольников
Опубликовано: 16 июля 2024 в 16:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство развития творческого мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Говсец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД