Анна Семушина
Сказкотерапия как средство преодоления конфликтов в коллективе дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Конфликты с детской среде – явление не редкое. Ведь ребенок дошкольного возраста имеет совсем небольшой опыт социального взаимодействия, только еще учится выстраивать отношения с окружающими, договариваться, делиться, просить и т. д. Если напрямую пытаться решить конфликт и провести с детьми так называемый «разбор полетов», то часто ребенок, проявивший агрессивное поведение, уходит в состояние защиты, закрывается, может еще больше обозлиться как на детей, так и на взрослого. Это приводит к тому, что он может и не услышать педагога, не понять, что он сделал не так, и как можно было бы поступить в этой ситуации по-другому. Для решения конфликтных ситуаций и обучения детей социальным навыкам педагогу может помочь такой прием, как использование сказки.
Публикация «Сказкотерапия как средство преодоления конфликтов в коллективе дошкольников» размещена в разделах
Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.
Преимущество сказок для развития личности каждого ребенка:
• Отсутствие в сказках открытой дидактики, нравоучений.
• Образность языка. Кладезь мудрости.
• Победа Добра. Психологическая защищенность.
• Наличие Тайны и Волшебства
Основные приемы работы со сказкой :
1. Анализ готовой сказки
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? И др. …
• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка?
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Постановка сказок с помощью кукол. Может проводиться как самим педагогом для детей младшего дошкольного возраста по факту произошедшей ситуации либо с участием самих детей по готовому сюжету, подходящему к задачам обучения детей новым социальным навыкам.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить либо скорректировать свое поведение, попробовать новые способы действия в обычной ситуации.
3. Сочинение сказок. Может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
Сказка активизирует в ребенке развитие творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, создает условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления, стимулирует творческое самовыражение, формирует позитивное отношение ребенка к своему «Я», снижает уровень тревожности и агрессивности у детей, развивает умение преодолевать трудности и страхи, непонимание, внимает напряжение, формирует навыков конструктивного выражения эмоций, развивает способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации, выявляет и поддерживает творческие способности.