Дарья Блудова
Музыкальная терапия как метод профилактики девиантного поведения младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем младшего школьного возраста является проблема девиантного поведения. В каждый период развития личности ребенка формируется его психические качества и черты характера. У младших школьников чаще всего наблюдается два направления развития психики – это либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение к ней. Так, например, если ребенок в семье не получает родительской любви и внимания, то защитным механизмом в таком случае будет отчуждение. Проявлением отчуждения выступают невротические реакции, нарушение общения со сверстниками и взрослыми, эмоциональная неустойчивость, повышенная уязвимость.
Темочки:
- Девиантное поведение
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
У детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учебная деятельность, поэтому существуют социально-педагогические факторы. В основе таких факторов лежат индивидуальные особенности развития детей, которые приводят к отклонениям в ранней социализации младшего школьника с накоплением негативного опыта. Появляется школьная неуспешность, педагогическая запущенность, что является частью девиантного поведения. Всё это ведёт к несформированности у младших школьников познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Школьные навыки- это специфические расстройства развития, т. е. по большому счету, дизонтогенетические расстройства. Такие дети безразличны к школьным оценкам и полностью к обучению. Таким образом, девиантное поведение является нормальной реакцией на ненормальные условия для ребенка, в которых он находится.
Девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением принято называть поведение, которое не соответствует установившимся в данном обществе нормам (И. А. Невский). Девиантное поведение является отклонением от социальных норм общества. Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [3].
В настоящее время предупреждение девиантного поведения младших школьников играет важную роль в становлении личности ребенка. Профилактика представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на предупреждение или устранения какого-либо явления и факторов риска. Очень важно в работе с младшими школьниками использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одним из действенных методов профилактики является музыкальная терапия.
Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [1].
Музыка требует включения ряда функций организма, поэтому именно музыка используют для снятия напряжения, для общего развития организма и для развития некоторых психических функций.
Музыка на сеансах музыкальной терапии сама по себе реализует ряд целей: 1) позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; 2) помогает установить контакт между психологом и ребенком; 3) помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; 4) повышает самооценку на основе самоактуализации; 5) способствует отреагированию чувств; 6) помогает пережить катарсис; 7) развивает эмпатические способности; 8) помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; 9) формирует ценные практические навыки — игры на музыкальных инструментах; 10) помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; 11) непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; 12) увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; 13) замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция.
Упражнение «Дирижер» : [2]
Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приносит и нужный психотерапевтический эффект.
Упражнение «Свободный танец» :
Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д.
Упражнение «Спонтанное рисование под музыку» :
Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка — яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60-65 уда ров в минуту.
Данные упражнения на специальных занятиях может проводить только психолог.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальная терапия может являться одним из действенных методов по профилактике девиантного поведения у младших школьников, так как именно музыка помогает ребенку проанализировать себя с находящимся вокруг миром, настроиться на позитивный лад и понизить уровень агрессии.
Библиографический список:
1. Киселева М. В. Арт–терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Речь,2006 22 с.
2. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М. : Издательство Института Психотерапии, 2004.
3. Проявление девиантного поведения детей и подростков. Кафедра педагогики. ПГГПУ https://pedagog.pspu.ru. ( дата обращения: 1.12.2016)