Аделина Саетгареева
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер).
Страх можно рассматривать как выражение тревоги. (А. И. Захаров)
В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.
Публикация «Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте проявления страха –это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Цель программы : коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
1. Снизить уровень тревожность у детей.
2. Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.
3. Актуализировать чувство страха.
4. Повысить психический тонус ребёнка.
5. Осуществить контроль над объектом страха.
6. Повысить уверенность в себе.
Программа реализуется в 4 этапа:
1 этап – диагностический.
Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников
Диагностический инструментарий:
1. Тест “Страхи в домиках” М. А. Панфилова, А. И. Захаров
2. Тест “ Кактус”
3. Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми
Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.
3 этап – практический.
Цель: коррекция страхов у дошкольников.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.
Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.
Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут
Методы и техники, используемые в программе :
1. Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
3. Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
4. Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5. Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
6. Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Критерии эффективности программы :
• повышение уверенности в себе;
• снижение тревожности;
• снижение количества страхов;
• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Тематический план занятий
1. Это –мы! Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Время 30 минут
2.«Настроение». Цель: осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения. Время 40 минут
3.«Наши чувства». Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Время 30 минут
4. «Страх». Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Время 40 минут
5. “ Я больше не боюсь»” Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Время 40 минут
6. «Волшебный лес». Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Время 30 минут
7. «Как в сказке». Цель: формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Время 40 минут
8. «Волшебники». Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
Время 40 минут
9. «Герои». Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Время 30 минут
10. Аутотренинг
«Во сне». Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы. Время 20 минут.
Вывод
Психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 207 с.
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. –Спб. : Издательство «Союз», 2004. – 440 с.
3. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально - личностного развития детей. М. : ТЦ «Сфера», 2007. – 77с.
4. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Меркулова Н. А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М. : Издательство Перо, 2015. – 180 с.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : Просвещение «Владос», 1999.