МААМ-картинки

Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Ананьева ольга
Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Публикация «Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла сеансов с использованием сказка терапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.

Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Основные причины использования в работе сказок в период адаптации :

- необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей, которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;

- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, а также на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

Задачи

В работе с педагогами:

— пополнять теоретические знания;

— проводить цикл мероприятий с элементами сказкотерапии;

— обогащать дидактическую базу по данной теме.

В работе с детьми:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения

- снижение импульсивности, тревоги

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

- развития внимания, восприятия, речи, воображения

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе с родителями:

— способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;

— вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.

Сказки делятся на пять видов зависимо от предназначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, фактически психотерапевтические, медитативные.

Существует несколько форм работы со сказкой :

1. Анализ сказок.

2. Рассказывание сказок.

3. Переписывание сказок.

4. Постановка сказки с помощью кукол.

5. Сочинение сказок.

Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.

На протяжении нескольких лет используются методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а затем в оздоровительной работе с детьми.

Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей.

Для сказкотерапии можно применять всем известные сказки. Давайте разберем самые распространенные сказки :

1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).

2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).

3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.

4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.

5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.

6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.

Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками проводится и с родителями.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ "Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ"Система психолого-педагогического сопровождения.

Фотоотчет об адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаФотоотчет об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Мария Воробьева Детский сад для маленького человечка – это новый мир, новое окружение, новая обстановка, новые отношения. Период адаптации.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Второй ваш дом. Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Хорошее настроение» Продолжительность проекта: - краткосрочный, Участники проекта: - дети группы раннего возраста, - родители воспитанников, - воспитатели,.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городищенская СОШ (дошкольный отдел) Программа по адаптации детей раннего возраста.

Сказкотерапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,.

Сказкотерапия как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста Сказкотерапия- как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста. Сказка — это один из первых видов художественного.

Сказкотерапия как метод воспитания и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения к миру культуры и к общечеловеческим.

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Автор: Мукминова Наталья Юрьевна. Воспитатель МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район. Опубликована в Сборнике II Международной.

Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 13:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ананьева ольга (УИ 2077100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД