Ананьева ольга
Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Публикация «Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла сеансов с использованием сказка терапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.
Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?
Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.
Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.
Основные причины использования в работе сказок в период адаптации :
- необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей, которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;
- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.
Основная цель работы: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, а также на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.
Задачи
В работе с педагогами:
— пополнять теоретические знания;
— проводить цикл мероприятий с элементами сказкотерапии;
— обогащать дидактическую базу по данной теме.
В работе с детьми:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения
- снижение импульсивности, тревоги
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
- развития внимания, восприятия, речи, воображения
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
В работе с родителями:
— способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;
— вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.
Сказки делятся на пять видов зависимо от предназначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, фактически психотерапевтические, медитативные.
Существует несколько форм работы со сказкой :
1. Анализ сказок.
2. Рассказывание сказок.
3. Переписывание сказок.
4. Постановка сказки с помощью кукол.
5. Сочинение сказок.
Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.
На протяжении нескольких лет используются методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а затем в оздоровительной работе с детьми.
Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей.
Для сказкотерапии можно применять всем известные сказки. Давайте разберем самые распространенные сказки :
1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.
Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.
Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками проводится и с родителями.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.