МААМ-картинки

Организация опытно–исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Попова Екатерина
Организация опытно–исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Организация опытно– исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей способности творчески самостоятельно осваивать способы исследования окружающего мира.

Для достижения поставленной цели были определены ряд задач:

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Публикация «Организация опытно–исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- Развивать общение в процессе совместной исследовательской деятельности.

МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде чем приступить к исследовательской деятельности необходимо сформировать навыки исследовательской деятельности.

Работу по формированию исследовательской деятельности у старших дошкольников проводится в несколько этапов:

1 этап- непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности.

2 этап - ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований.

3 этап- проведение детьми самостоятельных исследований.

1 этап. Формируем и развиваем навыков и умений исследовательской деятельности.

Данная работа проводится как часть занятия, как определенные задания и упражнения, игры в свободное от занятий время.

Учим видеть проблему.

Цель: формировать умение находить проблему, рассматривать её с разных сторон.

Задачи:

• Формирование умений работать с информацией.

Формирование навыков взаимодействия в группе: умения слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

• Развитие творческого мышления, расширения кругозора детей.

• Воспитание самостоятельности, инициативности, взаимопомощи

На данном этапе мы учимся определять тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, чтение произведений) и конкретную цель.

2 этап. Развитие умений и навыков экспериментирования

Мысленный эксперимент

На первый взгляд словосочетание «мысленный эксперимент» может показаться странным. Если в ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к правильному выводу, то при чем тут эксперимент? Ведь слово «эксперимент» предполагает проведение каких-то действий с объектом исследования. Всё же специалисты выделяют особые мысленные эксперименты. В ходе мысленных экспериментов исследователь представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть результаты этих действий.

Попробуем в ходе мысленных экспериментов решить следующие задачи (они предложены известным английским психологом, специалистом в области обучения одаренных детей Джоан Фримен) :

- Что можно сделать из куска бумаги?

- Что будет, если все станут выше ростом?

- Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?

А вот еще несколько задач такого рода уже из практики американских образовательных учреждений, также работающих с одаренными детьми :

- На какое животное, похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

- Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?

- Айсберг напоминает глобальную идею потому, что…

- Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

Нельзя не заметить, что эти задачи могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным. Задачи это допускают.

- Давайте рассмотрим еще несколько аналогичных заданий:

- Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона)

- Что будет, если люди научатся читать мысли других?

- Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?

- Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?

А вот более сложная ситуация для мысленного эксперимента в области психологии. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось…» Представьте, что вы милиционер, идущий мимо, что вы скажете Диме? А что бы вы сказали, если бы были его другом? Его сестрой? Его бабушкой? Его родителями?

Примерное планирование опытов и экспериментов по темам

(старшая группа)

Месяц Неделя Тема Опыт и исследования

Сентябрь

1 неделя Книга. Сказки народов мира Исследование «Можно ли испечь колобок»

Цель: найти способ изготовления шара из теста.

2 неделя «Внимание дети» (ПДД). Дорога в школе. Транспорт. «Чья машина быстрее».

Материал :Длинная полоска наждачной бумаги. Длинный, гладкий деревянный кусок доски. Длинный кусок гладкого ковра. Маленькая машинка.

Ход:

1. 1. Возьмем машинку и прокатим ее по деревянной поверхности.

2. Прокатим машинку по наждачной бумаге.

3. Затем прокатим машинку по ковру.

4. Наблюдаем движение машинки.

Если толкнуть машинку, то она катится по инерции, а останавливается от трения колес и поверхности. Чем более гладкая поверхность, тем дольше движется машинка. По гладкой деревянной поверхности ей ехать легче всего, а по ковру машинка почти не едет, потому что сила трения очень большая. Если пустить одинаковые машинки соревноваться наперегонки по разным поверхностям, то победит та, которая едет по более гладкой поверхности.

3 неделя Помещение детского сада "Ветер - это движение воздуха".

Воспитатель предлагает посмотреть в окно, - есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, воспитатель устраивает сквозняк, - и тогда ветер "приходит в гости"). Можно поздороваться с ним. Затем воспитатель предлагает подумать, откуда берётся ветер? (Как правило, дети говорят, что ветер дует потому, что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздаёт ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

4 неделя Профессии детского сада. Как помочь повару добыть воду

для приготовления пищи.

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску, и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Октябрь 1 неделя Осень. Подготовка к зиме (люди, животные, птицы). «Вода защищает растения от низких температур»

Сверните фольгу так, чтобы она могла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите, за показанием термометров каждые 2 минуты в течении 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.

2 неделя Овощи, фрукты Опыты с овощами «Радуга»

Цель: получить из сока овощей разные цвета (фиолетовый, пурпурный, зеленый, синий)

Материал: фиолетовый лук, картофель, яйцо, лимон, яблоко, йод, перчатки, фартуки, колбы 5 шт, .тарелки пластиковые 5 шт., тарелки мелкие 3 шт, .терки 3 шт,.

деревянные палочки, соковыжималка, ложки 1 шт., сито 2 шт., пипетки 2 шт., нож, полотенца, блокноты, ручка

Ход:

1 надеваются перчатки, фартуки.

2 Раскладываются и показываются овощи. Объясняется цель и ход опыта.

3 расставляются колбы 5 шт в ряд.

4 Заполняются колбы исходным материалом (соком лимона, яблока, картофеля, белком- на дно колбы по не многу) :

-режется пополам лимон, давится на соковыжималке, сок выливается в колбу

-на терке в мелкую тарелку трется яблоко, сок сливается в колбу

-в мелкой тарелке трется картофель, сок через сито отжимается в колбу

-в глубокую тарелку разбивается яйцо и отделяется белок. Желток в другую тарелку. Ложкой отделить часть белка в колбу

5 получаем вещества, с помощью которых будем получать цвет (фиолетовый лук) :

-чищенный лук трем на терке в мелкую тарелку, через сито отжимаем в глубокую тарелку, переливаем в колбу (сока должно быть много)

6 сам опыт :

начинаем вливать потихоньку сок лука в колбы с соком лимона, затем яблока. Хорошо при этом мешаем-получаем пурпурный цвет.

добавляем сок лука в белок яйца, перемешиваем деревянной палочкой, либо ложкой. Получаем зеленый цвет.

открываем йод, пипеткой добавляем в сок картофеля. Получаем синий цвет.

7 Снимаем перчатки, фиксируем результаты опыта в блокноте.

3 неделя Сельскохозяйственные профессии Опыт с картошкой

Цель: : установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Ход; обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени, зарисовывают результат наблюдения. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Сделать выводы.

4 неделя Лес, как экосистема «Может ли растение дышать?»

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

Ход: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

5 неделя Деревья. Кустарники, грибы, ягоды Исследование : «Почему растения осенью вянут»

Цель: установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.

Оборудование: горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Ход опыта : Педагог предлагает обучающимся перед поливом измерять температуру воды (вода теплая, полить оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охлаждают воду с помощью снега, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много (корни не всасывают холодную воду).

Ноябрь

1 неделя Мониторинг Древесина, ее качества и свойства

Цель: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Материал: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.

Ход: Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается — значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины.

2 неделя Мой город. Исследование «История моего города»

Цель: познакомить с историей возникновения города. Развивать умение находить информацию. Воспитывать настойчивость, усидчивость.

3 неделя Моя Республика. Исследование «Коми кухня»

Цель: познакомить с коми национальными блюдами. Познакомить детей с обычаями и традициями коми народа.

4 неделя Моя Родина – Россия. Исследование «Какая зима в разных уголках России»

Цель: формировать знания о климатических поясах.

Развивать интерес к исследовательской деятельности

Декабрь 1 неделя Зима (животные, птицы).

2 неделя Зимние забавы. Магнит для конфетти»

Цель: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (статическое электричество

Материал: : Расчёска (на каждого ребёнка).Конфетти.

Ход: Натереть расчёску об волосы.

1. Поднести расчёску к конфетти.

3 неделя Новогодний праздник. Дед Мороз и расписные окна

Цель: с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.

Материал: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла илипластика (будет выполнять роль окна, кисточки разной толщины, очень холодная погода.

Ход: : перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза.

С детьми постарше можно придумать и обсудить, какую именно картинку они хотят создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой,

Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.

4 неделя Снежные цветы

Материал: соломинка, раствор для надувания мыльных пузырей

Ход: В мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут собираться в чудесные снежные звездочки и цветы и расти. Мыльный пузырь застынет на ваших глазах в очень тонкий,хрупкий ледяной шар.

Январь

2 неделя Домашние и дикие животные Исследование «Зачем коту усы»

Цель: изучить роль усов для кошки.

Задачи: рассмотреть особенности строения усов у кошек, узнать их функции. Узнать, что такое вибриссы и для чего они нужны коту.

3 неделя Животные крайнего севера Северный олень

Цель: расширить и систематизировать знания детей о северном олене.

Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира Севера; развивать познавательный интерес к животному миру Севера; формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой); закрепить знание различных методов исследования и умение пользоваться ими в ходе исследования; закрепить умение обобщать самостоятельно полученные знания.

4 неделя Животные жарких стран Исследование : Зачем жирафу длинная шея.

Цель: учить находить информацию в различных источниках.

Опыт : «Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды»

Подышите на зеркало. Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком, - так же, как и другими живыми существами, - содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, часть задерживается в носу. Но носовой канал человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Февраль

1 неделя Животные рек морей и океанов Ловись, рыбка, и мала, и велика

Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Ход: Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?

Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.

2 неделя Одежда. Обувь. Головные уборы. Материал. Ткань, ее качества и свойства.

Цель опыта : научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Материалы и оборудование: Образцы хлопчатобумажной ткани двух- трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход:

Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется, тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.

3 неделя Наша Армия. " Подводная лодка из яйца

Материал: Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую, яйцо

Ход:

Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

с 24 февраля Мамин день – 8 марта. Подарок маме разноцветные растения.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.

Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пащевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки) .

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Март

1 неделя

2 неделя

Дом, мебель, материал. Бытовые приборы Понятие об электрических зарядах

Цель: Продолжать Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (статическое электричество

Ход: Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

3 неделя Посуда, продукты питания Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

4 неделя Мониторинг Делаем облака

Цель: - познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Апрель

1 неделя Каникулы «День здоровья». Исследование : «Какие продукты полезны для здоровья, а какие наносят вред»

Цель :Выявить способы правильного питания для поддержания и укрепления своего здоровья

Задачи: Изучить содержание питательных веществ в основных продуктах питания. Какие продукты полезны, а какие наносят вред.

2 неделя Весна (животные, птицы). Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

3 неделя Труд людей весной. Сад – огород. «Что потом?».

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.

Ход. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В месяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.

4 неделя Безопасность собственной жизнедеятельности. Исследование «От чего могут возникнуть пожары»

Цель:

Найти причины, по которым может возникнуть пожар в быту и в природе.

Задачи:

1. Формировать интерес к явлениям природы, расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;

2. Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожара в быту.

3. Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам исследования с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;

5. Учить детей правилам безопасного обращения с огнем.

5 неделя День Победы. Кто был мой прадед.

Цель:

Расширение знаний об истории жизни моего прадеда

Задачи:

1. Извлечь информацию из разных источников.

2. Систематизировать информацию.

3. Рассказать товарищам про прадеда.

Май

1 неделя

2 неделя Моя семья. Отношения. Общество. Родословная моей семьи

Цель: изучить родословную моей семьи.

Задачи: Составить генеалогическое древо семьи. Выяснить происхождение фамилий моей родословной. Выяснить происхождение имён моей родословной.

3 неделя Лето. Цветы, растения. Погоня за светом

Цель эксперимента: установить, как растение ищет свет.

Материалы: домашнее растение.

Ход:

• Поставьте растение у окна на три дня.

• Разверните растение на 180 градусов и оставьте еще на три дня.

Итоги: листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через три дня они снова поворачиваются к свету.

Почему? Растения содержат вещество под названием ауксин, которое способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находившиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение к свету называется фототропизмом. Фото - значит свет, а тропизм - движение.

4 неделя Земноводные, пресмыкающиеся «Живая змея»

Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

3 этап. Проведение детьми самостоятельных исследований.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста на тему «Воздух»Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста на тему «Воздух» Дети, посещающие кружок "Юные исследователи", получили знания об окружающем нас воздухе, его свойствах, о важности и необходимости для всего.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно–исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2025 в 12:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация опытно–исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Попова Екатерина (УИ 3556469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 апреля 2025 пятница
Осваиваем пальчиковую живопись!
Александр Невский — защитник земли Русской!
Встречаем теплый ветер, изучаем свойства ветра!
Страстная пятница
День всемирного наследия!
19 апреля 2025 суббота
Всемирный день первоцветов!
Подснежник
Одуванчик
Ландыши
В этот день Иван Федоров начал работу над первой отечественной печатной книгой «Апостол».
Типография для детей
История книги в России
День памяти о геноциде советского народа
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОв
Устраиваем большую стирку!
Праздник цирка!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД