Елена Яранцева
Сказкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как средство развития личности
Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, что бы определиться, что бы изучить себя, измерить оценить свои возможности»
Дж. Родарри
Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.
Публикация «Сказкотерапия» размещена в разделах
Для ребёнка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
2 слайд
Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.
Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для развития нравственных представлений детей дошкольного возраста.
Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься. Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, во-первых, отечественной педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии, во-вторых, в условиях плюрализации отечественной культуры сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивации дошкольника представляет практический интерес.
3 слайд
• Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
• Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реально жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• Сказкотерапии – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
4 слайд
Таким образом, целью данной работы является формирование позитивной Я- концепции с помощью сказкотерапии у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
• Формирование у детей адекватных реакции в отношении себя, своих возможностей.
• Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
• Развивать нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость.
• Воспитывать доброжелательные отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих.
Поставленные мной задачи отвечают требованиям ФГОС ДОУ.
5 слайд
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. В современной социально-культурной ситуации становится очевидным, что работа над формированием самосознания, пониманием себя и другого человека необходима не только в младшем школьном возрасте, но и в дошкольном детстве.
6 слайд
Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.
7 слайд
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
По данному направлению разработала проект «Мастерилка» и ряд занятий с использованием сказок К. Д. Ушинского «Чужое яичко», «Гадюка» и др.
9 слайд
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка. На занятиях по сказкотерапии учу составлять словесные образы, в процессе чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.
11 слайд
Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-суждения (о жанре, об авторе, любимой сказке или любимом герое, игры-драматизации)
12 слайд
Большое внимание я уделю созданию предметно-игровой среды, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, учитывала интересы мальчиков и девочек, создавая условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.
13 слайд
Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Ребятишки самостоятельно изображают героев,придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Разыгрывают сюжеты сказок, литературных произведений в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра.
15 слайд
Целенаправленная работа по формированию Я - концепции у детей дошкольного возраста дала определённый эффект. У детей лучше развиты нравственные ценности, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость. Дети положительно относятся к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеют договариваться. Сравнительный анализ обычных занятий и «сказочных» показывает, что второй вариант более результативен, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на таких занятиях, появляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Дети лучше понимают себя и других людей, внутренний мир детей становится богаче, они умнеют и становятся увереннее.
16 слайдИтак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Феликсология воспитания – это научно педагогическое направление теоретической мысли педагога, раз рабатывающее содержательную ха рактеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребёнка быть счастливым.
Технологии: Сказкатерапия, игротерапия. феликсология воспитания, интерактивная технология.
В некотором царстве, в некотором детском государстве жила- была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Искать сказку не обязательно в специальной литературе. Психокоррекционную сказку может сочинить сам психолог, педагог или родители. Главное, чтобы в сказке была отражена конкретная проблема ребёнка, затрагивающая поведенческий аспект: эмоциональные затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.
Главный персонаж психокоррекционной сказки должен быть близок к ребёнку по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению. В зависимости от того, какие образы лучше воспринимает ребёнок, герой может быть как человеком (мальчик, девочка, принцесса, воин и пр., так и животным, растением и т. д. Взрослый, описывает
и ее ценностную структуру.