Ирина Целых
Интегрированное занятие по музыкальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Сказки-шумелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию.
«Шумовые музыкальные инструменты в музыкальной деятельности дошкольников. Сказки – шумелки».
Пояснительная записка: музыкального руководителя детского сада №11г. Краснодар. Целых И. В.
Публикация «Интегрированное занятие по музыкальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Сказки-шумелки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Старшая группа
- Темочки
Работаю по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. М. Васильевой. Также использую дополнительные методические пособия по музыкальному развитию детей дошкольного возраста, авторы М. Ю. Картушина, М. Ю. Гоголева, Е. В. Кузнецова.
Свою развивающую деятельность планирую с целью обеспечения эмоционально-благоприятных условий для развития творческой, активной, развитой личности детей. Занятия стараюсь выстраивать на основе доверительных, партнёрских отношений между взрослым и ребёнком.
Для развития творческого мышления, эмоциональной фантазии и свободы я решила использовать небольшие сказки-шумелки, которые в игровой форме способствуют разностороннему музыкальному развитию детей.
Играть на детских музыкальных и шумовых инструментах могут все дети без исключения. В процессе творчества они осознают, что с помощью каждого инструмента (даже не имеющего звукоряда) можно передать определённые настроения, создать игровые образы с помощью ритма, тембра, было бы желание.
Основными образовательными и развивающими задачами в этих творческих заданиях я считаю:
-дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами звукоизвлечения;
-развиваются слух, память, внимание, умение слушать, быстро реагировать;
-звукоподражание на различных шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию фантазии и творческой активности;
- открывает для детей окружающий мир звуков. Все вокруг звучит!
Кроме того, небольшая сказка-шумелка выполнит большие воспитательные задачи:
-совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и ребёнка формирует навыки общения,
-развивает навыки сотрудничества и творчества, воспитывает выдержку и внимание, желание быть лучше, не подвести коллектив.
-происходит накопление социальных навыков, культуры поведения,
-через сказочные образы прививается любовь к природе, интерес к явлениям природы, ко всему и всем окружающим.
Предварительная работа.
Особое внимание я уделяю подбору сказки, доступной по содержанию и восприятию, соответствовала возрасту. Материал, должен дать детям возможность проявить свободу самовыражения, эмоциональность и артистизм.
Затем производим совместный анализ прослушивания сказки и подбираем шумовые и муз. инструменты, способные наиболее точно передать художественные образы, задействованные в сказке. При этом возникает необходимость пополнить предметно-развивающую среду — изготовить дополнительные шумовые инструменты, для чего привлекаются воспитатели и родители. Были изготовлены маракасы из пластиковых бутылочек, баночек из-под витаминов; самодельный барабан из ведерка. Любой показ проходит под оформление спокойной, мажорной музыкальной темы.
Я рассказываю детям сказку максимально выразительно, используя жесты, мимику, выдерживая смысловые паузы. Сопровождение музыкальными инструментами делает сказку более интересной и яркой. Первый раз можно рассказать сказку, используя художественные иллюстрации, куклы, маски, отдельные атрибуты. Старшим детям можно предложить изобразить сюжет пошагово, используя какие-то элементы костюмов. Обсуждается с детьми, нужно ли музыкантам использовать мимику. И только затем проиллюстрировать сказку музыкальными и шумовыми инструментами. Жестами можно подсказать ребёнку вступление и громкость игры. Иногда своевременно возникает творческая инициатива детей вдруг вступить незапланированно, или прийти на помощь зазевавшему соседу-музыканту и это не стоит не использовать.
В процессе занятий многократно убеждаешься, что использование музыкальных и шумовых инструментов помогает понять - откуда и как рождаются звуки, будит творческое начало в детях. Знакомясь с детскими музыкальными инструментами, малыши развивают тембровый и ритмический слух. А совместное сотрудничество вместе со взрослыми создаёт радостное настроение.
Цели и задачи – развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к музицированию. Развитие музыкальных способностей: чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти, формирование навыка ансамблевой игры, развитие творческого мышления, приобретение навыков импровизации. Дети знакомятся с различными шумовыми ударными инструментами (литавры, барабаны, тарелки, треугольник, бубен, коробочка, колокольчики, кастаньеты и т. д.).
- А теперь я предлагаю всё это закрепить на практике. Итак, все вы, уважаемые педагоги, становитесь воспитанниками старшей группы, давайте выйдем ко мне на середину зала.
Муз. руководитель. - Здравствуйте, ребята! Я вас с нетерпением ожидала. Итак, здравствуйте! Представим, что наши пальчики – это наши гости, с которыми мы давно не виделись и очень соскучились. Предлагаю покрепче обняться!
Песенка-приветствие:
Дети встают в круг, скрещиваем поочередно пальцы рук и крепко прижимаем пальцы кистей между собой. Песенка-приветствие: Д. Кабалевский «Здрасти, здрасти, мы вас ждем!»
Музыкальный руководитель. - Ну вот, гости на пороге, а где же обещанный пирог?
Пальчиковая гимнастика «Замесим тесто»
Как-то грустно, в сердце пусто…
Е-рун-да! - движение пальчиками – барабан.
Замешаем тесто густо — - «месим тесто», сжимаем и разжимаем
кулачки, вытягивая вперед кисти рук.
Кра-со-та! - крепкие, звонкие хлопки
Яблок горы режем споро - движения ребром жестких, ровных
На пи-рог! ладоней вперед, назад
Ах, пахуче, сок липучий… - скользящие хлопки.
Ре-жем впрок! - ребро ладоней – режем…
Сахару насыпим! - щепотки пальчиков, движение по кругу.
Молока нальем!
Все перемешаем, в печку поставим - наматываем катушку кистями рук.
и гостей мы ждём! - ручки полочкой.
Музыкальный руководитель.
А теперь, мы с вами вместе покажем, расскажем и озвучим - как же мы любим встречать гостей и какие замечательные пироги можем напечь.
Итак сказочка:
Насыпала мама на тарелку муку (1, - большой бубен, шуршащие круговые
движения
Налила на муку молока (2, - трубочка, стакан с водой, бульканье
Всё перемешала (3, - барабанная дробь пальчиками по
среднему бубну
Получилось тесто. - треугольник
Посыпала тесто мукой (4, - шуршание бумагой.
Раскатала тесто скалкой (5, - трение по трещотке.
Яблоки помыла. - глиссандо на металлофоне
Порезала яблоки (6, - стук палочками.
Положила ломтики на тесто, - звуки металлофона
Посыпала всё сахаром (7). - шуршание бумаги
Почистила поднос (8, - резкие короткие скользящие движения
по перепонке бубна
Положила на поднос пирог (9). - глиссандо на металлофоне движение
вверх
Поставила пирог в печь (10, - треугольник
Подождала, подождала, - барабанная дробь пальчиками по
среднему бубну
потом достала пирог (11, - треугольник
Положила пирог на тарелку (12, - глиссандо на металлофоне движение
вниз
Порезала пирог на кусочки (13). - стук палочками.
Потом прибежали дети (14) - игра всего оркестра.
И всё съели!
Если вам понравилась сказка, предлагаю сочинить и обыграть свою историю. Она тоже обязательно сложится и получится интересной!