Наталья Шматенко
Сказкотерапия как средство работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкатерапия, как средство работы с детьми с ОВЗ
Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она является простым и доступным языком, рассказывает им о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Публикация «Сказкотерапия как средство работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Цель сказкотерапии : воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.
Задачи сказкотерапии :
1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
5-снижение уровня тревожности и агрессивности;
6-развитие умения преодолевать страхи.
Мы уже на протяжении несколько лет используем ее в своей работе. Цикл, разработанных мероприятий с детьми, совместно с психологом мы назвали «Путешествие по сказкам». Непосредственно -образовательная деятельность построена с учетом перечисленных проблем, предназначена для работы с детьми с ОВЗ, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. Важно отметить, что взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно. Образовательная деятельность строится на сказочном действии, где воспитатель озвучивает текст сказки, а дети выполняют определенные действия. Эта форма позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, что позволяет не только познакомить детей с художественными произведениями, но и обогатить эмоциональную сферу, повысить позитивное самочувствие и психологического комфорта детей. Помочь приобрести чувство умеренности. Сказочные занятия строятся таким образом, чтобы дети много двигались. Игры и упражнения направлены на высокую двигательную активность, чередования состояния активности и пассивности, которые повышают гибкость, и подвижность нервных процессов, снимает физическое и психическое напряжение, увеличивает работоспособность детей.
Многие упражнения требуют активного зрительного, слухового внимания, вслушивания в звуки природы, в звон колокольчиков и т. д. Это позволяет увеличить способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться.
Увлекательно и интересно прошла совместная деятельность по сказке «Заяц-портной». Дети побывали в образах различных сказочных персонажей. Получили возможность действовать внутри сказочного пространства. Учились мимикой и движениями отражать настроение, различных героев, что помогло им лучше понять хорошие и плохие поступки героев сказки, лучше понять ее смысл и т. д. Дети активно привлекались к повторению, узнавали и называли эмоциональное состояние персонажей. Дети с удовольствием выполняли разнообразные этюды, которые способствовали повышению уровня осознания событий, приобретению детьми знаний о законах жизни, способах социального поведения.
В каждой предлагаемой сказке постоянно используются этюды на выражения и проявления различных эмоций, которые дают детям возможность активизировать средства общения : мимику, пластику и речь.
К основным методам, используемым на занятиях по сказкотерапии, относятся:
1. Упражнения (подражательно – исполнительского характера)
2. Упражнение на слуховое и зрительное внимание.
3. Подвижные, хороводные игры.
4. Элементы игры драматизации.
5. Этюды.
6. Релаксация с использованием записей звуков природы.
Занятия по сказкам проводим 2 раз в месяц. В структуре проведения сказкотерапевтического занятия можно выделить следующие этапы:
- Организационный момент.
- Ритуал входа в сказку. Создания настроения на совместную работу ( коллективное упражнения: передают мяч или совершает иное «сплачивающее» действие).
- Вхождение в сказку.
- Сказка – основная часть в виде игровых заданий и упражнений.
- Итоговая беседа.
- Заключение (ритуал прощания).
Интерес детей к сказочным занятиям, позволяет сделать вывод об эффективности использования этой технологии, необходимости продолжать работу в этом направлении.
Анализ систематического наблюдения со стороны воспитателей и психолога показал, что детям удается преодолеть эмоциональную отчужденность, снизилась эмоционально – возбудимый тон настроения. Одновременно с этим снизилась неуверенность, боязливость чувство страха; была отмечена динамика в формировании социальных умений и навыков поведения; отзывчивость дружелюбие, стремлении делится впечатлениями от услышанного, увиденного, потребность радовать близких.
Считаем, что использование сказкотерапии способствует гармоничному развитию ребенка. Эмоционально разряжаясь, дети учатся раскрепощаться, снижается беспокойство, тревога и телесное напряжение. Ребенок становится мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. В ходе занятий по сказкотерапии дети легче усваивают информацию, приобретают опыт решения проблем, преодоления барьеров в общении.