Гурьева Галина Михайловна
Сказка в системе нравственного воспитания. Доброе начало через сказку
М. В. Ермолаева в своей книге подчеркивает: «Сказки пишутся для взрослых, но рассказываются детям, поэтому мышление, воображение, чувств ребенка надо специально готовить для восприятия и понимания сказки, а развитие воображения полагает извлечь из сказки нравственный урок в эмоционально-образной форме».
Публикация «Сказка в системе нравственного воспитания, Доброе начало через сказку» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, человечность, чуткость к окружающим следует с самого раннего возраста, когда формируется характер ребенка, отношение к окружающему миру, людям, к природе.
Существует 2 основные нравственные категории : добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Доброе, умное, правдивое, честное, заботливое, закладывается в этом возрасте. Мы все взросли на любимых сказках. Как развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Один из возможных путей целенаправленного нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу и, особенно сказку. Ведь сказка – это целый таинственный, загадочный и волшебный мир. Без сказки невозможно полноценное развитие – это фундамент нравственности.
Играя с детьми, читая им литературные произведения, видим, что сказки для малышей – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся.
«Сердце ребенка замирает, - писал В. А. Сухомлинский - когда он слушает сказку».
Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда остаются неизменными народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородства души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя – целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал сказку, но и осознавал ее идею и содержание, это даст заинтересованность, взволнованность малышей, захватить их воображение. Для ребенка младшего возраста важен элемент доброго волшебства. На примере героев сказок у ребенка происходит осмысление собственной жизни, он учиться находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, добра любви, справедливости, учиться управлять своими чувствами, справедливо оценивать свои поступки и поступки других. Ежедневное рассматривание иллюстраций детских книг, чтение русских народных сказок, потешек, считалочек, пальчиковых игр, пословиц, поговорок, закличек, дразнилок, загадок, игр кукольных театров – дает свои результаты.
Положительные герои сказок наделены мужеством, смелостью, честностью, правдивостью, упорством, добротой, трудолюбием, учат преобразовывать мир.
Я стремлюсь пробудить в малышах лучшие чувства, чтобы они росли добрыми, чуткими, искренними.
Мир, созданный из добра не выдуман, он стоит на добре!
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, способствует нравственному развитию личности ребенка.
Тема проекта: «Сказка в системе нравственного воспитания. Доброе начало через сказку».
Сроки реализации : 1 год.
Цель:
Воспитывать у детей нравственные качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, доброжелательное отношение со сверстниками, любовь к окружающему миру.
Задачи:
1. Формирование нравственных представлений о добре, любви, чуткости, правдивости, честности, справедливости, заботливости, уважении и трудолюбии.
2. Способствовать развитию нравственных качеств личности ребенка.
3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми и анализировать поступки свои и героев сказок.
4. Воспитывать внимательное отношение к родителям.
5. Формирование бережного отношения к природе и окружающему миру.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта: Мир жесток и несправедлив.
Актуальность темы:
а) Я стремлюсь пробудить в детях лучшие качества и нравственные качества, чтобы они росли добрыми, искренними, целеустремленными. В этом возрасте закладываются все жизненно важные функции человеческого организма, постепенно развивается в маленьком человеке высокое, гордое, гражданское начало, формируются нравственно- этнические нормы поведения.
б) Доброе, умное, правдивое, честное, заботливое, красивое пробуждается именно в раннем возрасте через сказки. Ведь без сказок невозможно полноценное развитие ребенка – это фундамент нравственности. Наши дети любят этот волшебный мир, живут и радуются этим. Мир, созданный из добра не выдуман, он стоит на добре.
Возможности использования:
- образовательная деятельность
- театрализованная деятельность
- подготовка к творческому рассказыванию
- изобразительная деятельность
- развитие устной речи (пересказ)
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный: изучение литературы, проведение диагностики с детьми, родителями.
2 этап. Приобретение: наглядного материала, пособий, красочных книжек- сказок, игры вкладыши, разнообразные виды театров, мягких игрушек, изобилие сказочных персонажей из русских народных сказок.
3. этап. Посещение кукольных театров: в детском саду, в городе (с родителями, встречи с любимыми героями сказок, проведение дня рождения у детей с забавными героями сказочной страны.
4. этап. Правильный подбор: сказок, потешек, загадок, песенок, пословиц.
Форма работы с детьми:
1. Разработана программа по приобщению детей к театральной деятельности «В гостях у сказки» на учебный год.
• Чтение сказок, потешек, поговорок, загадок, кукольный театр
• Занятие «Все мы разные»
• Развлечение «Давай помиримся»
• Праздник «Ребята, давайте жить дружно»
• Рассматривание иллюстраций, мультфильмов к сказкам, книгам, сказочных героев, все виды кукольных театров
• Наблюдение на прогулке: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
• Беседы о животных, насекомых, птицах.
Форма работы с родителями:
1. Анкетирование
2. Информационный материал по нравственному воспитанию (папка для родителей)
3. Родительское собрание на тему: «Мир глазами детей»
4. Копилка: «Добрых дел»
5. Драматизация сказок вместе с родителями
6. Дни рождения со сказочными героями
7. Консультация на тему: «Мир, созданный из добра не выдуман, он стоит на добре»
8. Экскурсии в парк, лес, выставок, посещение театров
9. Фотовыставка: «Наша дружная семья»
10. Круглый стол (обобщение)
Результаты проекта:
Формирование у детей нравственных качеств и ценностей о добре, уважении, заботе, трудолюбия, любви, честности.
Проявление бережного отношения к окружающему миру.
Умение восхищаться, радоваться и любить природу.
Заботливое и уважительное отношение к взрослым и сверстникам.
Заинтересованность родителей к проекту.
Развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков и творческих способностей.