Получи документы

Сказка в системе нравственного воспитания. Доброе начало через сказку

Гурьева Галина Михайловна
Сказка в системе нравственного воспитания. Доброе начало через сказку

М. В. Ермолаева в своей книге подчеркивает: «Сказки пишутся для взрослых, но рассказываются детям, поэтому мышление, воображение, чувств ребенка надо специально готовить для восприятия и понимания сказки, а развитие воображения полагает извлечь из сказки нравственный урок в эмоционально-образной форме».

Публикация «Сказка в системе нравственного воспитания, Доброе начало через сказку» размещена в разделах

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, человечность, чуткость к окружающим следует с самого раннего возраста, когда формируется характер ребенка, отношение к окружающему миру, людям, к природе.

Существует 2 основные нравственные категории : добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Доброе, умное, правдивое, честное, заботливое, закладывается в этом возрасте. Мы все взросли на любимых сказках. Как развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Один из возможных путей целенаправленного нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу и, особенно сказку. Ведь сказка – это целый таинственный, загадочный и волшебный мир. Без сказки невозможно полноценное развитие – это фундамент нравственности.

Играя с детьми, читая им литературные произведения, видим, что сказки для малышей – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся.

«Сердце ребенка замирает, - писал В. А. Сухомлинский - когда он слушает сказку».

Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера.

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда остаются неизменными народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородства души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя – целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Важно, чтобы ребенок не просто слушал сказку, но и осознавал ее идею и содержание, это даст заинтересованность, взволнованность малышей, захватить их воображение. Для ребенка младшего возраста важен элемент доброго волшебства. На примере героев сказок у ребенка происходит осмысление собственной жизни, он учиться находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, добра любви, справедливости, учиться управлять своими чувствами, справедливо оценивать свои поступки и поступки других. Ежедневное рассматривание иллюстраций детских книг, чтение русских народных сказок, потешек, считалочек, пальчиковых игр, пословиц, поговорок, закличек, дразнилок, загадок, игр кукольных театров – дает свои результаты.

Положительные герои сказок наделены мужеством, смелостью, честностью, правдивостью, упорством, добротой, трудолюбием, учат преобразовывать мир.

Я стремлюсь пробудить в малышах лучшие чувства, чтобы они росли добрыми, чуткими, искренними.

Мир, созданный из добра не выдуман, он стоит на добре!

Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, способствует нравственному развитию личности ребенка.

Тема проекта: «Сказка в системе нравственного воспитания. Доброе начало через сказку».

Сроки реализации : 1 год.

Цель:

Воспитывать у детей нравственные качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, доброжелательное отношение со сверстниками, любовь к окружающему миру.

Задачи:

1. Формирование нравственных представлений о добре, любви, чуткости, правдивости, честности, справедливости, заботливости, уважении и трудолюбии.

2. Способствовать развитию нравственных качеств личности ребенка.

3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми и анализировать поступки свои и героев сказок.

4. Воспитывать внимательное отношение к родителям.

5. Формирование бережного отношения к природе и окружающему миру.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта: Мир жесток и несправедлив.

Актуальность темы:

а) Я стремлюсь пробудить в детях лучшие качества и нравственные качества, чтобы они росли добрыми, искренними, целеустремленными. В этом возрасте закладываются все жизненно важные функции человеческого организма, постепенно развивается в маленьком человеке высокое, гордое, гражданское начало, формируются нравственно- этнические нормы поведения.

б) Доброе, умное, правдивое, честное, заботливое, красивое пробуждается именно в раннем возрасте через сказки. Ведь без сказок невозможно полноценное развитие ребенка – это фундамент нравственности. Наши дети любят этот волшебный мир, живут и радуются этим. Мир, созданный из добра не выдуман, он стоит на добре.

Возможности использования:

- образовательная деятельность

- театрализованная деятельность

- подготовка к творческому рассказыванию

- изобразительная деятельность

- развитие устной речи (пересказ)

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный: изучение литературы, проведение диагностики с детьми, родителями.

2 этап. Приобретение: наглядного материала, пособий, красочных книжек- сказок, игры вкладыши, разнообразные виды театров, мягких игрушек, изобилие сказочных персонажей из русских народных сказок.

3. этап. Посещение кукольных театров: в детском саду, в городе (с родителями, встречи с любимыми героями сказок, проведение дня рождения у детей с забавными героями сказочной страны.

4. этап. Правильный подбор: сказок, потешек, загадок, песенок, пословиц.

Форма работы с детьми:

1. Разработана программа по приобщению детей к театральной деятельности «В гостях у сказки» на учебный год.

• Чтение сказок, потешек, поговорок, загадок, кукольный театр

• Занятие «Все мы разные»

• Развлечение «Давай помиримся»

• Праздник «Ребята, давайте жить дружно»

• Рассматривание иллюстраций, мультфильмов к сказкам, книгам, сказочных героев, все виды кукольных театров

Наблюдение на прогулке: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

• Беседы о животных, насекомых, птицах.

Форма работы с родителями:

1. Анкетирование

2. Информационный материал по нравственному воспитанию (папка для родителей)

3. Родительское собрание на тему: «Мир глазами детей»

4. Копилка: «Добрых дел»

5. Драматизация сказок вместе с родителями

6. Дни рождения со сказочными героями

7. Консультация на тему: «Мир, созданный из добра не выдуман, он стоит на добре»

8. Экскурсии в парк, лес, выставок, посещение театров

9. Фотовыставка: «Наша дружная семья»

10. Круглый стол (обобщение)

Результаты проекта:

Формирование у детей нравственных качеств и ценностей о добре, уважении, заботе, трудолюбия, любви, честности.

Проявление бережного отношения к окружающему миру.

Умение восхищаться, радоваться и любить природу.

Заботливое и уважительное отношение к взрослым и сверстникам.

Заинтересованность родителей к проекту.

Развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков и творческих способностей.

Публикации по теме:

Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников «Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников» План доклада: 1. Понятие «народная сказка» 2. Роль.

Детская анимация как средство изучения этнокультуры в системе духовного и нравственного образования и воспитания дошкольников Духово – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Систематическая работа в.

Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы Тема: «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания»Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Народная сказка в системе воспитания дошкольников Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных.

Из опыта работы «Пути реализации нравственно-патриотического воспитания в системе ДОУ через проект «Люблю березку русскую» Пути реализации нравственно – патриотического воспитания в системе дошкольного воспитания через проект: «Люблю березку русскую» Великий.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Семинар для воспитателей «Сказка в системе воспитания дошкольников» Семинар для воспитателей. Сказка в системе воспитания дошкольников. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба.

Сказка как средство нравственного воспитания младших дошкольников У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка в системе нравственного воспитания. Доброе начало через сказку
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 14:10
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка в системе нравственного воспитания. Доброе начало через сказку» (включая файлы) размещена пользователем Гурьева Галина Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД