Ольга Кудряшова
Сказка помогает творить
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка помогает творить»
Воспитатель: Кудряшова О. В.
«Воспитать в ребёнке человечность-
эту дивную способность волноваться
чужим несчастьям, радоваться радостям
другого, переживать чужую судьбу, как
свою – вот, что является целью сказки.
Ведь сказка совершенствует, обогащает
и гуманизирует детскую психику, так
как слушающий сказку ребёнок чувствует
себя её активным участником и всегда
отождествляет себя с теми из её персонажей,
кто борется за справедливость, добро и свободу».
К. И. Чуковский
Публикация «Сказка помогает творить» размещена в разделах
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Живой и выразительный язык народной сказки богат меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ – непревзайдёный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Хорошей сказке, считал С. М. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъёмами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами».
В настоящее время сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но она не утрачивает связи с фольклором. Важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной. Можно просто прочесть сказку, можно прочитать её с выражением, можно рассказать, импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в интеллектуальном развитии ребёнка. Есть много сказок, которые помогут ребёнку мыслить логически, разовьют воображение, речь, способность не теряться в сложных ситуациях. Рассказывая ребёнку сказку, остановиться в том месте, где требуется помощь в сложившейся ситуации. Вот тут ребёнок должен развить сложную задачу, в которую попал герой сказки, предложить выход из создавшегося положения.
Например, в сказках В. Сутеева «Под грибом» (почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось). Сказка «Разные колёса» (как привезти телегу домой? Что можно сделать с этими колёсами). Сказка «Яблоко» (как сделать так, чтобы каждый получил яблоко). Продолжая эту тему можно использовать задания.
В какой сказке яблоко сыграло важную роль? (А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Чем в мире известно яблоко? Чем знаменито? (яблоко раздора, запретный плод, танец «Яблочко», яблоко упало на голову Ньютону и благодаря этому он открыл, что все тела, предметы притягиваются к земле, яблочко на тарелочке и др.)
Сказок, в которых герою приходится делать выбор, достаточно много. У ребёнка уже есть небольшой жизненный опыт, и он может выбирать то, что ему ближе. Этот выбор позволит взрослым глубже понять ребёнка, познать мир его чувств, привязанностей, тревог. Например, сказка «Цветик – семицветик». Можно спросить у ребё нка: «Представь себе, что у тебя есть волшебный лепесток, и он может выполнить только одно твоё желание, самое главное? Что ты пожелаешь? Что загадаешь?»
Но для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, со сказкой можно поиграть. Существует много методов, которые научат детей сочинять красивые, добрые, необычные сказки. О них доступно и интересно рассказывает в своей книге «Грамматика фантазии» («Введение в искусство придумывания историй») итальянский писатель Джанни Родари. Методы самые разнообразные: бином фантазии; что было бы, если, переваривание сказки; сказка «наизнанку, а что потом…; салат из сказок…
Сказки в заданном ключе
«Я – герой сказки».
Знакомая сказка, каким – то образом изменится, если в сюжет будет введён ребёнок в качестве значимого персонажа. Предложить пофантазировать, что произойдёт, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости (о чём они ему поведают)
«Смена места действия»
Сюжет хорошо знакомой сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, Красная шапочка в космосе, теремок в океане, козлята и волк на необитаемом острове.
«Перевирание сказки».
Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя её повествование. Ребёнок же в процессе восприятия всегда сначала пытается вернуть сказку в своё русло, а впоследствии включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. В рамках данного приё ма работа может идти в двух направлениях:
Когда ребёнок исправляет вас, продолжайте рассказывать немного реального текста сказки, а потом вновь вводите изменения, но линию сказочного повествования выдерживайте в соответствии с исходным содержанием;
Изменяя сказку в самом начале, ведите её повествование за ребёнком, а потом совершенно измените сюжет настоящей сказки, включая в действие либо новые персонажи, либо вводя препятствия, либо меняя место действия.
Этот приём способствует переживанию ребёнком сказки заново. Он уже начинает играть не столько с персонажами, сколько с самим собой, становясь одним из значимым героев сюжета (Например, сказка «Красная шапочка»).
Анализируя сказки можно помочь детям увидеть ресурсы и использовать их. Например, как в лесу Колобок может спрятаться от зверей (повиснуть на яблоне – стать яблочком; обмазаться мёдом и покатиться по еловым иголкам – станет похожим на ёжика, спрятаться в ромашку – стать её серединкой; спрятаться в дупло и т. д.) Как зайцу из сказки «Заюшкина избушка» без посторонней помощи прогнать лису из своего домика? (заколотить окна и двери, а лиса как проголодается, так сама и запросится, чтобы её выпустили; ночью устроить шум около домика, лисе будет не до сна, она сама и убежит подальше от зайца; закричать «Охотники идут» - лиса их боится, вот и убежит).
Ресурсный анализ сказок, способствует активизации детского экспериментирования. Ребёнок пытается смоделировать соответствующие условия и предполагаемый результат не только практически, но и мысленно. Так он узнаёт, как можно разжечь костёр без спичек в разных погодных условиях, как перебраться через реку без помощи моста и лодки, и многое другое, тем самым обогащая собственный опыт новым содержанием.
Событийная цепочка».
Этот приём помогает ребёнку лучше понять, почувствовать логику сказки. Предложить детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев. Помочь ребятам осмыслить последствия тех или иных событии. Например, почему Баба – яга стала злой и некрасивой, какой она была в детстве; как изменится жизнь Красной шапочки после того, как её и бабушку спасут охотники; что будет с Колобком, когда он вернётся к бабушке и дедушке.
Эмпатийное повествование. У ребёнка появляется возможность не только познать состояние героев, их настроение, точки зрения на происходящие события, нравственные ценности, но и как бы прожить несколько жизней, обогащая свой эмоционально – нравственный багаж новыми впечатлениями, чувствами, познать диалектику существования и осуществить ценностное самоопределение (любой герой как будто смотрится в зеркало, что при этом думает, принимает гостей и что при этом говорит, какое настроение в этот момент, какие чувства и в чём они выражаются).
Можно предложить детям, находясь в образе, сочинить сказку. Но прежде чем начать сочинять сказки, надо больше рассказывать, произносить вслух интересные слова, спрашивать ребёнка о том, что он слышит в том или ином слове. Долго и каждодневно.
Сказки для детей имеют огромное значение, особенно в развитии фантазии, воображения и творческого мышления. Поэтому так важно после прочтения сказки побеседовать с ребёнком, обменяться впечатлениями, растолковать не понятное, а может быть что-то перечитать или заучить наизусть и поиграть в прочитанное, используя различные методы и приёмы, что поможет добиться желаемого результата и помочь детям в развитии творческого мышления.
Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Литература: Страунинг А. М. «Методы активизации мышления дошкольников» (том 3 - Обнинск 1997)
Белобрыкина О. А. «Речь и общение» (Академия развития – 1998)
Е. Синицына «Умные сказки» («Лист» Москва 1997).
Город Ярославль
МДОУ «Детский сад №106»
Воспитатель: Кудряшова Ольга Викторовна